С удивлением и горечью наблюдаем, как «Курьер» продолжает в гордом одиночестве выступать в защиту замерзающего населения. Остальные СМИ, в том числе электронные, упорно обходят эту тему, пребывая в согбенной позе жалких фигурок умолчания. На ВГТРК «Волга» Москва даже вынуждена была сменить руководство вопреки желанию местной власти.
В своих статьях «Почему мерзнем, и вернут ли деньги» и «Потом смотреть мы стали цены…» «Курьер» тоже прибавил стеснительности кисейной барышни. В качестве виновников нарушения температурного режима он видит лишь Облкомцен и областное правительство, как будто эти структуры способны ослушаться тех, кто ими командует.
Энергетики могут себе позволить лишь то, что им позволяет делать даже не правительство России, и государство. Правительства у нас нигде и ничего не решают. Они лишь проштамповывают решения, спускаемые сверху, так как являются всегда техническими и фактическими мальчиками для битья.
Поэтому и у нас в области, когда мы слышим от правительства команду повысить температуру теплоносителя на 10 градусов – это всего лишь бутафорский окрик и предвыборный трюк. И главное – очень своевременный. Полтора месяца стоял мороз от 20 до 30 градусов, а команда на повышение прозвучала тогда, когда всем уже был известен прогноз, что на следующий день температура наружного воздуха поднимется до нуля.
«Курьер» в своих статьях не ответил на исконно русский вопрос: кто виноват конкретно, пофамильно и поструктурно. А ведь на нашей памяти усилиями первого редактора газеты в области раскачали мощнейшую КПСС, громили Ельцина, невзирая на лица, критиковали Горячева, Казарова, Шаманова и др. Или уже скончалась демократия, а с ней и свобода слова? И где, кстати, оппозиция?
Лидеры оппозиции сейчас за депутатскую чечевицу готовы быть вечной «конструктивной оппозицией». Это как? Оппозиция конструктивно помогает удерживать правящим кругам власть? Причем вечно?
Теперь по существу статей «Курьера». Сиротские зимы 2005-2006 годов так расхолодили наше чиновничество, что оно вовсе перестало контролировать ситуацию в энергетике и исполнять свои обязанности по отношению к населению. Оно оставило себе только право поднятия тарифов, забыв даже про закупку резервного топлива. Приходится лезть в госрезервы, за что ранее врагам народа полагалось нечто суровое, но справедливое. А как иначе назвать тех деятелей, кто морозит детей в яслях, садах, больницах.
Кто может ответить, почему теплоноситель следовало поднять только на 10 градусов, если требовалось минимум на 30-40 градусов? Последний раз такую температуру на ТЭЦ -1 поднимали в 80-х годах прошлого столетия. На такую температуру поднять теплоноситель невозможно -теплосистема развалится от ветхости. Ветхая она от того, что, отдав в руки временщиков общенародное достояние, власть утратила даже малейшую возможность контроля за использованием оплачиваемых нами коммунальных услуг по грабительским тарифам. А помните, как нас убеждали: будет 100-процентная оплата, будем обогреты и обмыты. Как всегда, не получилось.
Бесконтрольность по всей вертикали власти привела к тому, что теперь никто не знает и не пытается узнать у энергетиков не только их великую тайну – себестоимость тепло-услуг, но и вообще исполняется ли энергетиками общемировой закон производства – отчисление на амортизацию и реновацию. Именно в этом корень ветхости основных фондов производства. Именно от этих показателей зависит себестоимость, тщательно скрываемая энергетиками, чтобы не узнали, какой объем доходов попадает в карман теплобаронов. Сегодня все средства, которые должны были идти на обновление сетей, растаскиваются по карманам теплодержащей сверху донизу. А чтобы элите не стыдно было перед земляками за холод, тарифы и свои зарплаты, все ведущие должности замещаются пришельцами, которых тасуют, как колоду. А пришельцы, в свою очередь, тащат к себе своих друзей, родственников, и так до бесконечности. Очевидно, в Ульяновске своих специалистов уже нет. Кто поумнее, давно уехал, иных не допускают до управления по политическим мотивам.
Сегодня никому и в голову не придет дать объективный анализ того, что по сравнению с четырьмя годами губернаторства Шаманова -Шканова (2000-2004гг.) три года (2005-2007гг.) стали годами тарифного беспредела и побили не только все местные, но и российские рекорды. Мы при этом все мерзнем, а они все повышают тарифы.
Сколько бы прокуратура ни отменяла незаконное повышение тарифов, деньги никогда не возвращают и не засчитывают в счет будущих платежей. Каждый потребитель в одиночку должен этого добиваться через суд. Тарифы повышают всему населению и сразу, безо всяких судебных решений. Морозят людей в их квартирах всем скопом. А чтобы вернуть деньги за недотоп, каждого отсылают к российской судебной системе. Да и кто это придумал, что по протесту прокурора на незаконное повышение тарифов каждый персонально должен отсудить свои кровные, предъявляя многочисленные акты, справки и метеосводки. Но, видимо, именно в этом и проявляется монолитное единение всех ветвей власти, направленное против населения.
Поэтому вопрос не только в том, что энергетики не соблюдают производственный регламент. Вопрос гораздо глубже. В стране отсутствует система управления хозяйством и экономикой вообще. Современное мировое хозяйство зиждется на двух способах управления: административно-командном и экономическом, основанном на рыночных механизмах как более эффективных. Однако административно-командная система разрушена волюнтаристски, вместе со страной и экономикой. Ну, в общем, не так, как в Китае. А нормальный рынок не создан вообще и в ближайшие десятилетия не предвидится, учитывая, что 20 лет с неизвестно откуда свалившейся на нас властью прошли бездарно. Опять же не так, как в Китае.
И все 20 лет мы стеснительно умалчиваем, что Китай без развала страны, без глупых решений в экономике достиг темпов роста, которые ранее под силу были только Японии. Значит, можно было без пьяного Беловежья, без популистских кульбитов спокойно перевести административно-командную систему на рыночные рельсы. Россия же, если бы не нефтедоллары, уже давно утратила бы свой суверенитет. Мы продолжаем транжирить признанное Конституцией общенародным достояние – недра земли. Используем их в 3-4 раза хуже, чем в цивилизованных странах. Возьмем ту же проблему несоблюдения энергетиками температурного режима теплоносителей. К чему она приводит в общенациональном плане? Испокон веку существует специальная температурная таблица теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. Последний раз она соблюдалась при Горбачеве. Но означает ли это, что сегодня мы должны замалчивать беспорядки в энергетике и попустительство властей в этом. Период недотопа при теплоносителе 90 градусов энергетики с лихвой компенсируют нам повышенной температурой в домах, подавая нам те же 90 градусов при нулевой или плюсовой температуре на улице. Почему власти не хотят идти на конфликт с энергетиками, централизованно заставив их оплатить недотоп, а также недоданное в бюджет, да еще и моральный ущерб? Почему заставляют нас платить за перетоп, когда на улице ноль градусов, или в апрельскую жару, когда люди вынуждены распахивать окна. Почему централизованно по городу не делается перерасчет при перетопе согласно таблице? Людям не требуется излишнее тепло в квартире.
Происходит так потому, что в этом заинтересованы все, кроме жителей. С помощью этого энергетики искусственно накручивают ВВП, ублажая федеральный центр. Увеличиваются денежные потоки, в регионах наполняются бюджеты, на которые власть раскатывает по зарубежью.
Мошна олигархов при этом вспухает. Мы обязаны платить энергетикам только за поставку тепла точно в соответствии с указанной таблицей и ни на калорию больше. Учет по этой таблице ведется на всех ТЭЦ. Но чиновничество об этом учете знать не желает. И тут мы выходим на общенациональную проблему – экономию невозобновляемых энергоносителей, на которую энергетикам наплевать. Коммунальное хозяйство доведено до ручки. Если за пределами квартир на ладан дышат теплосети, то по газовому хозяйству наоборот – все развалено именно в квартирах. Вспомните, когда у вас лично последний раз была газовая служба с проверкой газовых приборов и плотности квартирного газопровода. А ведь раньше в квартирах имелись специальные тетради, где проверяющие расписывались после осмотра приборов, и это был самый действенный контроль за безопасностью. Государство с приходом новой власти ушло и от этого, ссылаясь на необходимость каждой полуслепой и совершенно глухой бабульки заключить договор с какой либо ООО-фирмой, имеющей соответствующую лицензию.
Но позвольте, это же вопрос жизни и смерти, вопрос взрывов и обвалов домов целыми подъездами. Это вопрос общегосударственный, как и терроризм. Обществу все равно, от чего погибнут дети и старики? Да и работоспособное население одновременно гибнет. Контроль за газовыми приборами всегда входил в техническое обслуживание жилья. В наших договорах с комитетом по ЖКХ имеется строка «оплата за газ». Ранее в стоимость газа входило и обслуживание газовых приборов. Кто это отменил? А может, государство заставит население заключать договоры и с террористами, чтобы не взрывали. А может, пассажирам общественного транспорта заключать договоры с трамвайщиками, чтобы трамваи не вспыхивали, и с автобусниками – чтобы газовые баллоны под «Газелями» не взлетали на воздух. Безопасность газовых приборов должна быть гарантирована системным контролем, поскольку газовые плиты – хоть свои, хоть импортные – разрешает продавать государство.
Квартиры нам дозволено приватизировать без ремонта жилья и без выплат сумм, уплаченных каждой семьей за техобслуживание и капремонт за долгие годы. Жаль, конечно, наших людей, но что поделать -мы в этом сами виноваты: у нас не принято отстаивать свои права. Бессловесность, простодушие и российская терпимость нещадно эксплуатируются государством и хорошо им просчитываются при любых бездарных и антинародных управленческих решениях. Правители знают: что бы они ни сотворили, от Беловежья до диких предвыборных цен, их подданные ограничатся кухонным ворчанием и зальют обиду лишней рюмкой на той же кухне. Мы ведь не французы, переворачивать и поджигать машины на улицах не будем.
Именно поэтому правители время от времени в общество вбрасывают пробные шары и анализируют реакцию населения. Перед выборами в Госдуму всплеск цен всех ошеломил. На самом высоком уровне было обещано, что рост цен остановят. Они, видите ли, о чем-то договорились с олигархами. Интересный сговор. Жаль, по телевидению не показали. В Ульяновске пошли еще дальше: обещали вернуть цены на прежний уровень. Внимавшие этому пафосу чиновники лениво поаплодировали. И вновь россияне и ульяновцы поверили своим руководителям и вновь проглотили. Однако все осталось как было, плюс к тому – тарифы вскинулись еще выше, чем цены на все остальные товары.
Пенсии обещано было повысить на 300 рублей. Повысили на 140. Посыпались возвраты этой прибавки назад в Москву. Той пришлось к 140 рублям добавить еще 300. Народ вроде бы успокоился. Но уже сегодня через цены реальные доходы населения государство не только не сохранило на прежнем уровне, но даже уменьшило. Всем очевидно, что такие прибавки к пенсиям приходят с печатного станка. Если купюры, не подкрепленные товарным покрытием, вбрасываются в экономику, то цены не могут не расти. Вся беда в том, что системное развешивание лапши на уши избирателям, возведенное в ранг государственной политики, не вызывает у наших избирателей нормальной, здоровой и осознанной реакции, присущей всем народам Европы, Азии, Америки и даже Африки. Мы раз за разом клюем на лапшу. Мы не можем перед выборами воскликнуть: не верю! Утрачен даже инстинкт самосохранения, свойственный всему живому. Мы уже даже не в состоянии публично освистать явное, наглое вранье. Нам внушили, что это нецивилизованно.
Мы не в состоянии до сих пор разглядеть и понять российский воровской романтизм недоразвитого капитализма. Нормальный капитализм с нормальным рынком всегда для нас останется столь же недосягаем, сколь и горизонты коммунизма. В этом повинны в том числе и СМИ. Их толерантность к любому действу чиновничества, к лживым обещаниям, к неадекватным управленческим решениям, к изъятию у людей всех накоплений способствует тотальному обману народа. СМИ, на мой взгляд, сейчас более зависимы от власти, чем были при однопартийной системе. Вспомним, как некая газета, которая была в семейной оппозиции к Шаманову, при получении своего «куска» сегодня и в лыко, и в строку нахваливает власть. Большинство СМИ и не хотят быть свободными, они с удовольствием запродадутся власти.
Интеллигенция наша, от осознания того, что она натворила в 90-е годы, замкнулась и заткнулась.
Если все так сохранится и далее, мы будем вечно в перестройке и в ожидании милостей царя-батюшки, новых выборов, будем, как и прежде, балдеть от рейтинга лидеров, от виртуальных планов, о которых никто не имеет представления.
Грустная песня и задушевная русская мелодия: «Горе горькое по свету мыкалось и на нас невзначай набрело» – бесконечно долго сохранятся как отражение наших реалий.