Судом может закончиться проходящий на этой неделе конкурс по закупке трамвайных вагонов, объявленный мэрией Ульяновска.

Об этом говорят участники общественного движения «Ульяновцы за трамвай» (УЗТ).

Более того, предупреждают они: похоже, в планах у властей оставить наш город вообще без трамвая.

Выбросят 38 миллионов?

В Ульяновске впервые за более чем десять лет выделены деньги на покупку новых трамвайных вагонов. Этой новости, появившейся в прошлом году, обрадовались и простые ульяновцы, предпочитающие просторный электротранспорт тесным маршруткам, и члены движения «Ульяновцы за трамвай», ратующие за восстановление и развитие системы электротранспорта в городе.

Правда, закупается пока всего четыре новых вагона. Оказывается, трамвай – достаточно дорогой вид транспорта: на это приобретение планируется потратить 38 миллионов рублей. Но и они могут быть израсходованы нерационально, считают в УЗТ.

Изучив представленные «Ульяновскэлектротрансом» на конкурс требования к новым вагонам, рассказывает Андрей Елисеев, председатель УЗТ, активисты движения обнаружили, что выдвинутым требованиям соответствует всего один вагон К-1, выпускаемый на украинском СП «Татра-ЮГ». Более того, продолжает Елисеев, основными параметрами для конкурса были взяты технические условия на вагон К-1 прямо с сайта производителя, вместе с ошибками в его описании.

Получается, победитель конкурса известен заранее. Им может стать только украинский завод. Ни один трамвайный вагон других производителей требованиям конкурса не подходит, утверждают в УЗТ. При этом украинский К-1 производится мелкосерийно и имеет устаревшую конструкцию, предупреждают активисты движения: дизайн кузова выполнен в 1985 году, полумягкие пассажирские сиденья также образца 1985 года, окна на резиновом уплотнителе, в то время как во всех передовых моделях применяют остекление на герметике.

Кроме того, если подсчитать количество вагонов, выпущенных на «Татра-ЮГ» за последние годы, то получится, что один вагон на предприятии собирается 57 дней. А, согласно условиям конкурса, поставлены новенькие трамваи в Ульяновск должны быть до 1 марта этого года.

Как же завод сможет выполнить требования конкурса?

В России уже происходило подобное, говорят в УЗТ. В прошлом году мэрия Волгограда проводила конкурс на закупку трамвайных вагонов. Выиграл его чешский «Прагоимпекс», но результаты конкурса были отменены в суде. Иск подал УКВЗ, еще один производительвагонов.

Ситуация с судом, считают в УЗТ, может повториться и в Ульяновске. Ведь причиной победы УКВЗ в суде в Волгограде было то, что спецификация в конкурсных документах была взята с сайта «Прагоимпекса».

Также, по информации УЗТ, на территории России не проводилась сертификация вагона К-1, и ранее он нашей страной не закупался.

Ну, а если даже закупка произойдет, через какое-то время возникнут проблемы с уникальными запасными частями и специалистами-ремонтниками, которых придется ждать из Украины.

Прокомментировать заявления УЗТ мы попросили Юрия Беляева, заместителя директора МУП «Ульяновскэлектротранс». Юрий Васильевич заверил нас, что в конкурсной документации были всего лишь изложены требования электротранса к новым вагонам, и о результатах конкурса посоветовал судить после его завершения. Его итоги должны быть подведены завтра, 30 января. Но в том, что конкурсные требования совпадают с описанием вагона К-1, мы убедились и сами – для этого нужно было лишь открыть сайт украинского завода.

Отдали на откуп маршрутчикам Покупка новых трамваев – одна из многих проблем, которыми занимается движение «Ульяновцы за трамвай». Появилось оно в нашем городе осенью прошлого года. Энтузиасты, предпочитающие электротранспорт всем другим средствам передвижения, объединились, чтобы его защищать и пропагандировать.

– Всем известно о критическом состоянии общественного транспорта в России. Из-за безграмотных, а иногда и умышленных действий местных властей многие города остались без общественного транспорта, они фактически были отданы на откуп маршрутчикам. Так произошло в Астрахани, Архангельске, Воронеже, Димитровграде и многих других городах. Сейчас к такому состоянию приближаются СанктПетербург, Ярославль, Иваново и Ульяновск, рассказывает Андрей Елисеев, возглавивший УЗТ.

Между тем именно электротранспорту нужно отдавать предпочтение в решении транспортных проблем, уверены в УЗТ. Он экологичен и, несмотря на высокие первоначальные затраты, экономически эффективен. В том же Архангельске, поспешившем несколько лет назад расстаться с троллейбусами, сейчас принялись движение электротранспорта восстанавливать.

Пешеход на первом месте Среди проблем, поднимаемых УЗТ, – и развитие транспортной системы в городе вообще.

– Прежде всего надо определить, для кого существует транспортная инфраструктура в городе, – говорит Александр Подвалков, зампредседателя УЗТ. – С моей точки зрения, на первом месте должен стоять пешеход, на втором месте – общественный транспорт, на третьем личный автомобиль и мотоцикл, на четвертом – грузовой и только на пятом – служебный автотранспорт чиновников. Необходимо учесть интересы инвалидов, велосипедистов, людей, катающихся на роликовых коньках. К сожалению, сейчас эта пирамида у нас перевернута с ног на голову. Самым важным на дороге считается «должностное лицо» с мигалкой, а самым бесправным остается пешеход, который даже пройти по заставленным машинами тротуарам толком не может.

Одна из самых сложных ситуаций с транспортными потоками в последнее время сложилась в Ульяновске на Нижней Террасе, указывают в УЗТ. Раньше при возникновении пробки перед мостом через Волгу машины скапливались на Димитровградском шоссе. Теперь же весь транспорт загоняется в жилой район на Нижней. И машины в нем стоят чуть ли не круглосуточно. В результате тихие узкие улицы оказались забиты машинами, выхлопной газ от которых скапливается в и так уже одном из самых грязных районов города. С просьбой обратить внимание на эту проблему и попытаться решить ее УЗТ обращалось в мэрию Ульяновска. Но в ответ движение получило петицию с обещанием решить проблему с пуском нового моста через Волгу.

Нет на Генплане В то время как в Архангельске восстанавливается движение троллейбусов, в Ульяновске регулярно возникают разговоры о приватизации электротранспорта. Допускать этого, считают в УЗТ, нельзя. Но, видимо, есть и большая опасность для существования электротранспорта в Ульяновске. Изучив разработанный архитекторами Генплан города, активисты УЗТ обнаружили, что на нем не нанесены трамвайные маршруты.

– Если их нет на протяжении 9,5 километра на Генплане Магнитогорска, то там их снимут, – объясняет Андрей Елисеев. – В Генплане Саратова – то же самое. Там в центре нет трамвайных путей и, по плану, их должны снять. А на плане нашего города их нет нигде, как нет и существующих депо, а это значит, что не будет и трамвая.