На станции юных натуралистов в Ульяновске практически всем обитателям можно присваивать инвалидность I и II группы. Рожденные летать навсегда забывают о голубом небосводе. Перебитое крыло, раздробленная лапка, выбитый глаз – далеко не весь перечень недугов питомцев центра…

Светлана Смирнова, руководитель центра спасения диких животных, относится к своим питомцам, как к родным детям, ведь каждого она выходила и буквально вернула к жизни. Если птица выздоравливает и не теряет навыков поведения в дикой природе – ее выпускают на волю, а остальные остаются в центре.

Помимо птиц, привычных для нашего региона, на станции есть экзотический гость -пеликан по кличке Пеля. Видимо, он по молодости перепутал поворот, когда летел в теплые края. А может, просто экзотики захотелось… Теперь вот живет в вольере вместе с гусями.

В соседней клетке ворон Крон, у него вывихнуто крыло и не хватает пальцев на лапках. Несмотря на это, Крон чувствует себя хозяином в питомнике. Кода его выпускают из клетки, он важно прогуливается, норовя стащить кусочек мяса у хищных собратьев.

Один из любимцев Светланы – орел-беркут по кличке Пискля. Это самая добрая и ручная птица в питомнике, хотя совсем недавно человеческий голос вызывал у н-ее лишь агрессию…

Человек разрушающий

Беркутов издавна используют для охоты. Из Пискли же получился сторожевой орел…

Как именно попал птенец к людям – не известно. Вероятно, его где-то подобрали или вытащили из гнезда. Птенец рос, а человек натаскивал его, как сторожевую собаку. Наверняка, бил, чтобы воспитать бойцовский характер и агрессивность. Чем орел не угодил своему хозяину -можно только гадать. Может, дал отпор и кинулся на .него, а может, хозяин просто был не в духе. Досталось тогда орлу неслабо – били жестоко, скорее всего, палкой. Решив, что птица мертва, «добрые» хозяева долго не думали. Просто засунули окровавленную тушку в мешок и выбросили на ближайшую помойку. Но желание жить присуще не только человеку, но и всем живым существам. Беркут когтями разодрал мешок и выбрался. Воспитанная годами привычка охранять и обороняться проявила себя с утроенной силой. Орел добрел до ближайших дачных участков и «встал на пост». Не желая никого пропускать, он с громкими криками кидался на прохожих. Когда возле охраняемого орлом забора собралась толпа дачников, которые не могли пройти в свои домики, решено было звать на помощь специалистов.

Человек возрождающий

Приехав на вызов, работники станции юных натуралистов были шокированы. Окровавленная голова и обвисшие крылья птицы наводили ужас. Беркут громко кричал, реагировал на малейшие шорохи и бросался на человеческий голос.

На станции выяснилось, что это орлица. Птица не замолкала ни на минуту. Кричала то ли от боли, то ли от страха, поэтому и прозвали ее Писклей. Кроме многочисленных ран на теле, у нее был поврежден зрительный нерв. Орлица ничего не видела.

Вернуть раненой птице зрение так и не удалось. Специально для Пискли в клетке установили жердочку практически на земле, но и на нее она не могла забраться самостоятельно. Постоянная забота и ласковое отношение вскоре помогли Светлане войти в доверие к Пискле. Она уже не бросалась на людей и даже позволяла себя гладить.

Раны постепенно заживали, но появился новый недуг. Из-за постоянного сидения практически на земле Пискля застудилась и подхватила воспаление легких. Сейчас болезнь отступила, но Светлана продолжает каждый день делать процедуры – акупунктурный массаж на легкие и ингаляции. Птице они очень нравятся. Пискля сама приподнимает крылья, давая Светлане возможность провести процедуру.

– Пискля – наша всеобщая любимица, -говорит Светлана Смирнова, – и она относится к нам с дружелюбием. Но иногда, когда мы проводим экскурсии для школьников, и дети сильно шумят, Пискля слегка нервничает, а порой и на сетку клетки бросается. Все-таки осталось в памяти зверское отношение «царя природы»…

■ СПРАВКА

ОРЕЛ-БЕРКУТ ВКЛЮЧЕН В ФЕДЕРАЛЬНУЮ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ КРАСНЫЕ КНИГИ.

По сравнению с другими орлами, у беркута наиболее мощные (почти медвежьи!) когти – до 7 сантиметров длиной. Их хватка чрезвычайна сильна. Взрослая особь может поднять в воздух молодую косулю. Известен случай (конец XIX века), когда охотничий беркут случайно убил человека, по ошибке вцепившись в надетую на его голову лисью шапку – задний коготь пронзил затылок.