Ужесточение ответственности за несоблюдение Правил дорожного движения, произошедшее с начала нынешнего года, кроме самих водителей, коснулось, как оказалось, и пассажиров маршрутных такси. Для любителей ездить на переднем сиденье «Газели» и при этом не пристегиваться ремнями безопасности каждая поездка может стать на 500 рублей дороже.

Как выяснилось, среди водителей маршруток, их пассажиров и даже инспекторов ГИБДД нет единого понимания того, кто должен платить штраф за не пристегнутый пассажиром ремень.

Как пояснил начальник дорожно-постовой службы УГИБДД по Ульяновской области Михаил Черномазов, в Правилах дорожного движения за неиспользование ремней безопасности несут ответственность как водитель, так и пассажир. «В обязанности пассажира, если он сел на место, оборудованное ремнем безопасности, – рассказал начальник ДПС, – входит пристегнуться.

Если пассажир этого не делает, лучшее, что может предпринять добросовестный водитель, – приостановить движение по маршруту. Инспектор в случае нарушения может ограничиться предупреждением, но также может наложить штраф – наказание для водителя и пассажира одинаково – 500 рублей.

В отделе пропаганды областного УГИБДД пояснили, что чаще всего в таких случаях наказание несет водитель, так как именно он отвечает за безопасность пассажиров. Связан, видимо, такой выбор еще и с тем, что у пассажиров часто не оказывается с собой удостоверения личности, без которого составить протокол невозможно. Правда, особо принципиальный инспектор ГИБДД в таком случае имеет полно право задержать нарушителяпассажира на три часа для выяснения личности.

В объединении перевозчиков «Наш город», как рассказали корреспонденту «СК», в подобных ситуациях руководствуются следующим правилом: в случае, если водитель напомнил пассажиру о том, что нужно пристегнуться, а тот этого не сделал, всю ответственность в случае чего водитель может переложить на севшего в маршрутку, то есть потребовать с него те самые 500 рублей.

По мнению Виктора Сидоренко, руководителя ульяновского территориального объединения работодателей «Наш город», если на легковых автомобилях ремни безопасности действительно являются фактором, повышающим безопасность, то в микроавтобусах отечественного производства они ни к чему.

«Специальные испытания (так называемые «краш-тесты») показали, что при аварии в «Газели» больше всего калечатся сидящие на втором-третьем рядах в салоне, где никаких ремней нет, – продолжает Сидоренко. – По поводу всего этого могу рассказать личное интересное наблюдение. Был я в свое время в Армении, где множество опасных дорог – горных серпантинов. Так тамошние водители автобусов демонстративно сваркой заваривали намертво свои двери – знак того, что водитель в случае опасности всегда останется с пассажирами…».

У нас же водители маршруток пока свои двери не заваривают, а наиболее уязвимым участником дорожного движения наряду с пешеходом остается пассажир «Газели». Их доводы по поводу того, что те же «Газели» оборудованы ремнями поразному (у более старых моделей ремень есть только у водителя, у современных – с ремнями все три передних кресла, а есть экземпляры, где один большой ремень рассчитан сразу на пару пассажиров) или что ремни эти часто бывают грязными, не принимаются. В общем, данная проблема служит лишним подтверждением того бардака, который творится с общественным транспортом в стране, и в нашем городе в частности.