Над нашими улицами возвышаются билборды, сообщающие, что Ульяновск – один из самых спортивных городов России, что тысячи жителей постоянно принимают участие в спортивных соревнованиях или занимаются в секциях. Что спорт – будущее России.

А тем временем школьники торчат в очереди к врачу, чтобы получить «освобождение» от физкультуры, да и студенты предпочитают как-нибудь один раз к сессии «откупиться» канцтоварами. Каждый третий школьник, а если разобраться, за годы учения приобретает какое-нибудь хроническое заболевание: сколиоз, близорукость, гастрит, анемия… Почти все они известны как «удел» секретарей и прочих «сидячих» работников.

В последнее время все чаще стала звучать идея о необходимости проводить в школе и на обычных уроках физкульт-минутки, чтобы помочь детям легче переносить учебную нагрузку и предотвратить различные заболевания. Физкульт-минутки – это не новшество, законодательно их было рекомендовано проводить уже около десяти лет назад.

А как относятся к этой идее сами ульяновцы?

Ира, студентка:

– Я помню у нас в школе физкульт-минутки только в начальных классах. У нас тогда все уроки были в одном кабинете и у одного учителя, и мы несколько раз в день вставали из-за парт и размахивали руками и крутили головой. Это было очень весело. Но я не помню, уставали мы на уроке или делали это просто так.

Александр, студент:

– Ну да, у нас была физкультура. В десятом классе. К нам пришла новая сдвинутая преподша по биологии и посреди урока стала рассуждать, что молодежь не двигается, весь день на компьютере играет – и заставила, как маленьких, ногами топать и руками махать. Реальным психом себя тогда чувствовал. И ведь не отвяжешься от нее, препод как-никак…

Евгений, служащий:

– Я поддерживаю идею физкульт-минуток на уроках. К середине занятия дети обычно устают, и просто досидеть на месте до звонка уже становится очень тяжело, не то что воспринимать информацию. Тем более, когда учительница нудным голосом, читает про интегралы, пропадает желание слушать не только ее, но и других. А вот если бы она хотя бы раз попросила этот интеграл встать и изобразить… Ее бы, кстати, сразу больше зауважали.

Нужно, чтобы во всем был элемент игры, например, каждый день детям давали маленькую шоколадку, в которой столько кусочков, сколько уроков. Сейчас многие школы могут себе это позволить. Ну а физкульт-минутка это вообще бесплатный и самый доступный школам способ разгрузить ученика, пробудить в нем интерес.

Настя, продавец:

– Такие перерывы – это хорошо, потому что школьники устают целый час сидеть и слушать, они же еще не привыкли. Но чтобы снять напряжение не обязательно делать настоящие приседания и прочее, можно просто покрутить руками «мельницу» или построить друг другу веселые рожицы. Это тоже очень важно, у детей поднимается настроение. Потому что приседания не все могут делать, если у школьника лишний вес, для него это будет не отдых, а еще более тяжелый труд, и к тому же стыд перед товарищами.

В школе все рассчитано на среднего ребенка, и все направлено на то, чтоб его сделать: чтобы сидел, не двигаясь, столько-то, бегал только на перемене. А все дети разные.

Андрей Михайлович, мужчина средних лет:

– Физкульт-минутки, говорите? Ну, это ведь всегда что-то такое было. Когда ученик долго сидит неподвижно, ему, конечно, надо подвигаться, а то в шестнадцать лет уже жалуются, что спина болит. Только учитель-то все равно не знает, когда у кого что болит. Оно ему и не надо. Когда вспомнит или класс нечем будет занять, тогда и устроит им физкультуру. Нет, спортом самим надо заниматься – тогда все здоровы будут.

Елена Борисовна, учитель:

– По школьной программе на каждый предмет выделяется очень мало часов, все стараются спихнуть на факультативы. Уроки сорок пять минут, даже не час, дети опаздывают, надо их отметить, сделать какое-то объявление… С карантинами и праздниками занятия выпадают. Теперь вот ваши физкультминутки. А потом вы хотите, чтобы школьники на университетском уровне были подготовлены по алгебре? Нет уж, пускай физкультурой физкультурники занимаются.

Аня, школьница:

– Нет, у нас не проводят физкульт-минутки. Когда мы устаем, мы просим учителя подождать, и несколько минут все разговариваем о том, что мы смотрим по телевизору, или что читаем сейчас. На физкультуре тоже неинтересно, мы бегаем по залу и все время играем в волейбол. А я не люблю волейбол, я всегда в сетку попадаю и все ругаются. Зато мы с подругами сами иногда ходим в бассейн по выходным.

PS. Надо думать, вопрос, будет ли сколиоз у школьника гораздо больше зависит от конкретного учителя, чем от закона. Где гарантия, что учитель действительно будет поднимать учеников на сочинении, к примеру, чтобы они «ножками потопали, ручками похлопали»? И разумно ли это будет? Талантливый учитель и без специальных «минуток» может отвлечь, «встряхнуть» уставшего ученика и заставить его слушать с интересом. Ну а кузнец своего счастья (и, извините, своего сколиоза) все-таки каждый сам. Если школьник приплетается каждый день на свою последнюю парту потому, что так «надо», и страдает над пустой тетрадкой – у него и будет сколиоз, усердно заработанный. А вот как я вспоминаю девочек-медалисток из нашего класса, кажется, очень симпатичные девушки, не изможденные школьными годами. Просто надо уже в школе уметь самому себя «встряхивать» и организовывать.