или Почему разрушаются отремонтированные дороги

Весна показала – почти 500 млн рублей, выделенные в прошлом году Ульяновску на ремонт дорог, потрачены впустую. Там, где еще вчера асфальт был, как стекло, сегодня то яма, то канава… Капитального ремонта хватило на несколько зимних месяцев! Если задаться вопросом, кто виноват в том, что дорожное покрытие укладывалось некачественно, ответ наготове – подрядные организации. Но почему так произошло, в чем причина? Попробуем в этом разобраться…

Порочная система

Один из принципов рыночной экономики – снижение затрат на производство. За счет этого и растет прибыль. Часто под этим понимается «чем дешевле – тем лучше». Но, к примеру, немцы, известные своей практичностью, говорят так: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Чем оборачивается желание сэкономить на всём? В масштабах Ульяновска – как минимум, плохими дорогами. И виноваты в этом не только подрядные организации, виновата СИСТЕМА. Всем, что касается ремонта автодорог, проведения тендеров, составления проектно-сметной документации, в Ульяновске занимается МУП «Стройзаказчик» – и экономит на всем.

На начальном этапе ремонта дорог необходимо подготовить соответствующую техническую документацию, а затем составить смету, где будет выведена сумма «ИТОГО». И тут возникает парадокс: по имеющейся у «Молодежки» информации, не желая платить проектным организациям за разработку документации, в МУП сразу берутся за смету без всякого технического обоснования. В итоге вероятность неправильно определить объем работ возрастает в разы!!! Складывая придуманные цифры, получаем и придуманную сумму. Но и тут парадоксы не заканчиваются. Известно, что все поставщики щебня, асфальта, битума отпускают их по рыночным ценам. Только вот в ульяновских сметах цифры на эти материалы на порядок ниже. Иногда ниже отпускной цены с заводов. К примеру, и мы, и Самара используем один и тот же щебень из уральских карьеров по одной отпускной цене. В Самаре, куда везти его ближе, его сметная стоимость -723 руб. за куб. м, а у нас почему-то 446 руб. за куб. м. Получается вопреки всем законам экономики: чем дальше везёшь – тем дешевле! Дальше – больше: оплата труда, закладываемая в смету, в 1,5 раза ниже, чем в соседних регионах.

Казалось бы, стоит аплодировать – на сэкономленные деньги можно отремонтировать еще энное количество километров дорог. Но оставим овации. Как известно, скупой платит дважды, а в нашем случае -трижды. Напомним, что права ремонтировать дороги подрядчики добиваются на тендерах. И побеждает на них тот, кто заявит сумму меньше других. Естественно, что смета подрядчика никак не может быть больше, чем у муниципалитета. Получается, что ремонтникам нужно уложиться в бюджет, который и так урезан практически в два раза! И о каком качестве ремонтируемых дорог можно дальше говорить?

Жертвы экономии

Теперь представьте себя на месте подрядной организации. Вам предложили сделать работу, дали денег. И тут вы понимаете: чтобы сделать все, как надо, вам к этим деньгам необходимо будет вложить

еще и свои деньги. Но дураков нет. Поэтому действия подрядчиков выглядят абсолютно логично. Сначала будут закуплены самые дешёвые материалы – с минимальным количеством щебня, битума и прочих добавлений, которые и делают асфальт прочным и долговечным. А дешевое, как известно, не бывает качественным. Плюс ко всему, подрядчик вынужден будет экономить на очистке старого покрытия от пыли и грязи. Подгрунтовка из битума, на которую укладывают асфальт, будет не сплошной, а полосками. Это тоже скажется на качестве дороги. Между тем, в той же Казани или Самаре при ремонте дорог давно используется самый современный щебеночно-мастичный асфальтобетон, чьи эксплуатационные характеристики в несколько раз выше, чем у нашего. Да, он дороже обычного процентов на 20, но у него и срок службы в три раза больше. Соседи давно используют армирующую асфальтобетон сетку, мы же о ней и не слышали, у нас она совсем не укладывается.

Но обвинять в этом только ремонтные бригады – значит, перекладывать с больной головы на здоровую. Ведь за качество несут ответственность они, а значит, четыре «гарантийных» года за свой счет будут латать ямы и дыры, еще раз оплачивая чужие просчеты. Анализ выставленной на торги сметы на ремонт дороги по ул. Минаева показал, что при условии качественного выполнения работ подрядчик понесёт убытки в 5 млн рублей (!). А это значит, что и на вскрытой осенью улице Минаева качественного ремонта ждать не приходится. Понимает ли это городская власть?

Система контроля

Удивителен и другой факт: в МУП «Стройзаказчик» нет собственной лаборатории, чтобы контролировать качество выполненных работ. Можно было бы обратиться к независимым оценщикам, но как же «принцип экономии», то есть, экономить на всем? Поэтому качество выполненных работ подрядчики подтверждают… данными своих лабораторий! Стоит ли сомневаться, что заключение в 99,9% случаев будет положительным? Ну, кто же скажет, что он сам дурак?

Круг замкнулся. И замкнут он будет до тех пор, пока ответственные чиновники не поймут, что во главу угла нужно ставить качество выполненных работ, а не их количество. Все это «количество», выполненное осенью прошлого года, поплыло при первом же таянии снега этой весной.

А впереди нас ждет новый ремонт дорог, который планируют начать после 15 марта. Неужели этот ремонт будет таким же?..