Компетентна ли прокуратура в своих выводах? И правду ли говорят люди, жалуясь журналистам? Такие вопросы вынужден был задать «СК» заместителю министра здравоохранения области Наталье Васицкой во время ее вторничной пресс-конференции по поводу обеспечения льготников Ульяновской области лекарственными препаратами.
Разговор с журналистами Наталья Николаевна начала со статьи «Курьера» о нарушениях закона, допущенных областным министерством в деле дополнительного лекарственного обеспечения больных («Министру указано…», «СК» за 15 марта).
Сказала, что факты, изложенные в статье, не соответствуют действительности, и объяснить это можно тем, что «неспециалисты» часто не понимают сути вопроса. Заявление получилось громким, поскольку подразумевало на этот раз не журналистов, а прокуратуру области. Дело в том, что упомянутая статья «СК» была построена исключительно на материалах прокурорской проверки и по большей части представляла из себя их цитирование.
Означает ли это, что минздрав заявляет о недостоверности выводов прокуратуры, а по сути, о ее некомпетентности в вопросах организации дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)? На этот вопрос Васицкая ответила так: «Нет, такие заявления делать рано, но мы будем отстаивать свою позицию в прокуратуре».
Этот момент пресс-конференции стоит отметить особо только потому, что он иллюстрирует позицию министерства по отношению к теме: с обеспечением льготников лекарствами проблемы есть, но в целом работа построена нормально. То есть каких-либо изменений в лучшую сторону ждать не надо даже после вмешательства прокуратуры?
Васицкая сказала, что 14 марта было общероссийское селекторное совещание по вопросам ДЛО, которое показало, что проблемы есть во всех российских городах. Ульяновск на общем фоне выглядит хорошо.
Кое-где количество рецептов, зависших в аптеках на отсроченном обслуживании, перевалило за три, пять тысяч. В Ульяновской области их всего девятнадцать По поводу этого «позитивного показателя» было что возразить. В редакцию «СК» поступили десятки, если не сотни, жалоб на то, что в январе и феврале врачи отказывали инвалидам в выписке льготных рецептов на том основании, что «все равно в аптеке нужных лекарств нет». При такой постановке дела отсроченных рецептов в ульяновских аптеках в принципе быть не должно.
Или люди вводили журналистов в заблуждение, сеяли панику, лгали? На этот вопрос Наталья Васицкая ответила: «Нет, не лгали».
Тем не менее Васицкая утверждает, что никакого приказа не выписывать лекарств или ограничивать их выписку врачи не получали (об указании минздрава лечебным учреждениям уменьшить выписку лекарственных средств опять же говорится в материалах прокурорской проверки. «СК».). Просто с начала нынешнего года врачи занимались выверкой, какие препараты каждому конкретному больному особенно необходимы.
Выписывать бесплатные лекарства исключительно по тому заболеванию, которое привело к инвалидности, в Ульяновской области начали в конце прошлого года. До этого льгота распространялась и на сопутствующие заболевания, которые есть практически у каждого инвалида.
Специалисты минздрава объясняют это новшество изменением в российском законодательстве. И опять вопрос: документ, к которому апеллируют чиновники (распоряжение правительства РФ №2347) был подписан 31 декабря 2005 года.
Почему же в таком случае его приняли как руководство к действию на территории нашей области только в конце 2007 года, к моменту, когда речь зашла о софинансировании программы из местного бюджета?
– Это распоряжение не имеет никакого отношения к лекарственному обеспечению, оно касается средств реабилитации и восстановительной терапии, – говорит депутат ЗС области Алексей Куринный, который давно отслеживает тему ДЛО и был инициатором обращения в прокуратуру. – Я знаю, что в прокуратуре уже есть намерение привлекать к ответственности врачей, которые выписывали лекарственные препараты исключительно по заболеванию, приведшему к инвалидности.