Однажды на одном из мероприятий «Культурной столицы Поволжья» главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин высказал мысль, которая меня озадачила. «Каждый графоман имеет право на то, чтобы издать свою книгу», – сказал он. Услышав это, я был удивлен, даже возмущен. Но, по трезвом размышлении, был вынужден признать, что он прав. Издать книгу за собственный счет, даже если в этой книге будет полный бред, – такое же право человека в свободной стране, как и право голоса на выборах. Кто-то голосует за Жириновского (имеет право!), а кто-то в миллионный раз рифмует «кровь-любовь-вновь» и платит деньги, чтобы это напечатали тиражом… в общем, насколько хватит денег и тщеславия. Но дальше возникает гораздо более важный вопрос: кому это нужно, кроме сборщика вторсырья.
Известным, подлинно талантливым, маститым или просто модным писателям проще: маркетингом их книг занимается издательство (но это – столичная история, не про нас). А вот менее известным или начинающим, пусть даже способным, авторам негде централизованно продать даже то, что издано за свой счет: зайдите в любой книжный магазин, и вам скажут, что местные авторы магазину не интересны. Розничные точки «Облкниготорга» и «Симбирской книги» исчезли. Вот и раздают незадачливые литераторы свои труды друг другу, родственникам и друзьям, в лучшем случае что-то удается распространить на презентациях и на общегородских мероприятиях.
В Ульяновске нет места встречи автора с потенциальным читателем, хотя любопытные авторы есть и в нашей провинции. А оно должно быть, такое «прикормленное» место, которое знали бы горожане, интересующиеся локальным, хоть и вялотекущим, литературным процессом. Пусть там продаются книги, выпущенные в рамках областной издательской программы. Пусть там будут альманахи «Литературный Ульяновск» и «Карамзинский сад», журнал «Мономах» и прочие коллективные сборники. Пусть туда поставят свои книги – хоть по символической цене – авторы, издавшиеся за свой счет.
Пусть среди них будут даже очевидные графоманы (см. первый абзац), ведь неформальный рейтинг продаж укажет им их подлинное место в отечественной словесности. Но зато у способных людей появится шанс найти своего читателя (а вдруг и критика поднимет голову?).
Такое место в Ульяновске-Симбирске надо организовать.
К кому я апеллирую? Даже не знаю. К власти? Вроде бы не дело власти организовывать продажи. Но поспособствовать созданию «места встречи» власть бы могла.
Не зря же 20 февраля между губернатором и президентом Российского книжного союза Сергеем Степашиным было подписано некое соглашение о сотрудничестве. Как вариант, можно было бы выделить стеллаж или книжный прилавок в одном из многочисленных городских музеев. Смотрительница музея «по совместительству» могла бы стать хозяйкой этого книжного мини-салона и получать процент с продаж, пусть скромных. Зато люди знали бы: хочешь нащупать пульс симбирской словесности – иди туда. Какие будут предложения?