«Все, лавочка прикрылась!» Так, обращаясь к частным пассажирским перевозчикам, обозначил свою позицию глава области Сергей Морозов. На встречу, в ходе которой обсуждалось развитие пассажирских перевозок в регионе, были приглашены руководители транспортных предприятий, представители ГИБДД, УГАДН, руководители муниципальных образований, а также гости из Чувашии и Татарстана. «Транспортная инфраструктура, – отметился губернатор очередным емким высказыванием, – это лицо Ульяновской области, которое, коль уж это лицо, надо чаще умывать и причесывать, а то распугаем не только своих, но и приезжих».
Глава региона озвучил целый ряд претензий к владельцам маршрутных такси. Больше остального Морозова раздосадовала сводная таблица средних зарплат частных транспортников. У некоторых из них официальный заработок не превышал двух тысяч рублей.
«На какие тогда деньги, – задал вопрос владельцам маршрутов губернатор, – многие из вас по нескольку раз в год выезжают за границу? Думаете, мы не знаем, какие суммы каждый день в конце смены оседают в карманах водителей маршруток? Не надо держать нас за идиотов. Предупреждаю, что этот год будет одним из самых беспощадных к тем, кто платит зарплату ниже прожиточного минимума».
В целом встреча представляла собой инвентаризацию того, что так и не сделано в области в отношении пассажирского транспорта.
Уже несколько лет говорится о необходимости разработки единого обоснования, по которому формируются транспортные тарифы. Их не было, нет и, судя по тому, как идет дело, не ожидается. В результате перевозчик не может для себя рассчитать себестоимость услуги, а пассажиру не объяснить – почему проезд стоит 10 рублей, а не 9, не 12 и не 15 рублей. Видимо, появление такого документа не выгодно ни минтрансу области, ни, прежде всего, самим перевозчикам.
С 2002 года в регионе не обновлялись правила перевозки пассажиров, хотя ситуация в этой сфере за пять лет поставлена с ног на голову.
Нет и принятых уже давно во многих регионах параметров качества предоставления транспортных услуг.
– Почему, – спрашивал вновь губернатор, – исследование пассажиропотоков в этом году запланировано только в Ульяновске? Мне, например, очень нравится город Димитровград. И всем чиновникам придется его любить как минимум до 2011 года, а там, если президент продлит срок моих полномочий, и до 2016 года…».
Далее Морозов прошелся по остановкам: «Ужас, что происходит с остановками на трассах. Их не мыли, не красили, мусор не убирали с советских времен. Не лучше ситуация и с установленными недавно павильонами в Ульяновске. Свою наблюдательность губернатор продемонстрировал, рассказав собравшимся об увиденном им на северной автобусной станции, что рядом с парком Победы. Там рядом с билетными кассами расположилось бюро ритуальных услуг. «Тамошние пассажиры, сказал Морозов, – юмор оценили: купи билет, венок и – прямо в рай».
Докладывать о ситуации на дорогах области вместо заболевшего министра транспорта и дорожного хозяйства Владимира Шмондина вынужден был его зам Андрей Тюрин. Основной головной болью, по словам замминистра, остается засилье автобусов особо малой вместимости – «Газелей». В области их более 80 процентов, тогда как ими перевозится не более 40 процентов всех пассажиров. Кстати, при нынешнем темпе замены автотранспорта на более вместительный потребуется не менее 15 лет.
Тревожит региональный минтранс и все возрастающий уровень аварийности пассажирского транспорта. В прошлом году по вине водителей общественного транспорта произошло 624 ДТП (в авариях участвовала каждая третья «Газель»), при этом пять человек погибли и 71 получил ранения различной степени тяжести.
Начальник управления инвестиций, промышленности, транспорта и связи мэрии Ульяновска Олег Барабанов еще раз рассказал о планах закупки в этом году четырех новых трамвайных вагонов, будущей работе Московского автодорожного института по изучению городского пассажиропотока, а также возможности организации движения в центре города с целью ликвидации заторов.
На одном из самых проблемных перекрестков города (улица Минаева – улица 12 Сентября), доложил он, скорее всего, будет организовано круговое движение.
А вот в Казани нормализовать движение смогли только после того, как с дорог города были полностью убраны «Газели». «Ваши сегодняшние проблемы, – докладывал первый замминистра транспорта Республики Татарстан Павел Чернов, – нам знакомы. Два-три года назад ситуация доходила до того, что весь поток транспорта, состоящий в основном из «Газелей», вставал, люди выходиливходили в маршрутки по всей ширине проезжей части.
За несколько лет Казань пересела из «Газелей» и «ПАЗов» на вместительные и комфортабельные автобусы. Сейчас в столице Татарстана созданы такие условия, рассказал Чернов, что автобусы, троллейбусы и даже трамваи приобретаются частными перевозчиками. В 2007 году ими было приобретено около тысячи больших автобусов, 33 троллейбуса и 21 трамвайный вагон. Весь казанский транспорт оборудован системой спутниковой навигации, в планах переход на безналичную систему оплаты проезда.
Руководитель объединения ульяновских перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко, напротив, рассказал собравшимся о том, насколько провальным для маршрутных такси оказался прошлый год. А все потому, считают в объединении, что коммерческий транспорт отторжен и отстранен от ресурсов власти, существует сам по себе, выживает самостоятельно. Предпринимателю, говорил в докладе Сидоренко, невозможно получить в собственность землю под стоянку, здания для размещения ремонтно-производственных баз. Деградирует вся транспортная система города: не оборудуются остановки, дороги не ремонтируются, в центре города – постоянные пробки. О соблюдении каких графиков, тем более – диспетчеризации транспорта, может при таких условиях идти речь? Обратившись к губернатору, перевозчики попросили относиться к коммерческому транспорту как к части экономики региона. Мы, заявили они, от ответственности не уходим.