В конце марта во всем мире отмечается День кукольника. Впервые в этом году праздничные мероприятия, посвященные этому событию, пройдут в Ульяновском театре кукол. В преддверии праздника мы поговорили с работниками театра об особенностях профессии кукольников.

Голос вместо амплуа Главное для актера кукольного театра – это его голос, рассказала Людмила Гаврилова, главный режиссер Ульяновского театра кукол. Еще только постигая профессию, будущий кукольник учится владеть своим голосом – имитировать самые разные звуки.

– Ведь у нас в спектаклях какие герои, – объясняет главреж, – петухи кукарекают, свиньи хрюкают…

Кроме того, у актера должен быть певческий голос – ведь ни один кукольный спектакль не обходится без песни. Голос же является решающим фактором при распределении ролей в новых постановках – он должен соответствовать герою. Так что роль старого волка достанется актеру постарше, а молодого волчонка играть будет вообще женщина. И именно из-за голоса большинство детских ролей в кукольных спектаклях играют женщины. А вот женские роли могут доставаться и мужчинам. Допустим, Бабы Яги или Кикиморы.

Не менее важны наличие чувства ритма и подвижность тела. Во время спектакля сразу несколько актеров прячутся за ширмой. Их внимание сосредоточено на куклах, а надо еще не споткнуться и не задеть что-то из театральной машинерии. Так что неуклюжих в кукольники не берут. Идеальный же актер-кукольник должен быть худым и не очень высоким чтобы не выглядывал из-за ширмы и мог без проблем управлять куклой.

Двое на одну куклу Кстати, к куклам в театре тоже предъявляется немало требований. Основное – вес, рассказал нам Сергей Сварчевский, главный художник театра. Кукла-артист должна быть такой, чтобы люди-актеры не уставали, держа ее над ширмой во время спектакля.

Впрочем, куклы в спектаклях бывают разные. Кроме тростевых – тех, которые выступают над ширмой, – есть и паркетные – те, для которых ширмы не требуются. Паркетные куклы делают большого размера, и актеры, водящие их, не прячутся за ширмы, а только надевают специальную «маскирующую» одежду, обычно черного цвета.

И один актер зачастую с паркетной куклой в человеческий рост не справляется, так что водят ее два человека.

У «Цокотухи» юбилей За год в нашем кукольном театре случается по четыре премьеры.

Три новых спектакля включаются в репертуар, а одна новая пьеса всегда посвящена новогодним и рождественским праздникам.Но и после того, как спектакль уходит со сцены, его герои не пропадают с глаз зрителей, а занимают свое место в театральном музее.

Например, сейчас в музее можно увидеть героев спектакля про Бабу Ягу. Они сразу выделяются среди других кукол – их делали по рисункам детей. В музее оказались и герои нескольких «взрослых» спектаклей, поставленных в кукольном театре – «Ящик Пандоры» и «Прелестная Галатея». Герои для «Ящика Пандоры» изготовлены по уникальной технологии.

Их вытачивали из единого куска пенопласта. Маски кукол при этом асимметричны – получается, что они могут изображать разные эмоции.

Но есть в нашем кукольном театре и спектакли-долгожители, герои которых в музей пока не спешат.

К примеру, в этом году юбилей у «Мухи-Цокотухи». Этот спектакль идет на сцене театра уже 20 лет.

Столько же скоро исполнится и еще одной сказке-долгожительнице «По щучьему веленью».

К юбилею «Цокотухи» в кукольном театре уже запланированы праздничные мероприятия. А 25 марта труппа отметит День кукольника. На эту дату намечен праздничный вечер с участием представителей областных и городских властей и поздравлениями от коллег из драматического театра и ТЮЗа. Ну а ближайшая премьера состоится в театре уже 6 апреля. На ульяновскую сцену впервые выйдут «Три поросенка».