На самом деле театральному фестивалю «Лицедей», который будет проходить в Ульяновске с 26 марта, не два года, как сообщается в афишах, а больше десятка. Вначале фестиваль проходил сугубо в рамках театра драмы, но год назад в него на равных вошли все театры региона.

Получилось шесть конкурсантов. Прибавьте сюда самодеятельные коллективы, которые также покажут себя, и вот вам новый «Лицедей» широкого формата. О деталях обновленного фестиваля рассказала Наталья Никанорова (на снимке), директор театра драмы и родительница& воспитательница «Лицедея» с первого до сего дня.

Родился любимый «Ужасный ребенок» – Мы всегда стараемся привнести что-то новое, но оно и само происходит с нами. В этом грандиозном театральном шоу теперь участвует шесть театров. Это Ульяновский драматический, кукольный, ТЮЗ-«Небольшой театр», добавился новый молодежный театр «Infant terrible» («Ужасный ребенок»), плюс два димитровградских театра – драматический имени Островского и театр-студия «Подиум», великолепно показавший себя впервые на прошлом фестивале и позже получивший шесть премий на фестивале под Самарой; в этот раз они покажут вне конкурса на малой сцене свой блестящий капустник «Автограф» в духе Леонида Филатова.

«Лицедей» будет работать на пяти сценах – пока нет своей площадки у нашего любимого «Ужасного ребенка». У жюри будет нереальная задача увидеть все в разных местах. Но для публики это настоящий подарок.

В качестве гостей фестиваля мы пригласили целый столичный театр Армена Джигарханяна. У них потрясающий репертуар, они везут три машины декораций, едет 60 с лишним человек – вся труппа, весь технический состав.

На главную премию «Лицедея» губернаторскую, под название «Продвижение», основной претендент Ульяновский театр драмы. Он дал 47 спектаклей по области (собственно, в этом суть премии), ушел в серьезный отрыв от других, правда, этому немало поспособствовал ремонт театрального здания, из-за которого начало сезона в Ульяновске было отложено. Спектакли показывали классические, артисты выезжали маститые, не сказать, что такая система работы далась просто, но и признание в этом случае дорогого стоит. В каждом театре будет определен лучший актер сезона. Публике обещают много сюрпризов и на гала-представлении 30 марта.

Гончаров как колесо фортуны В этом году департамент культуры впервые выделил на проведение фестиваля грант в размере 200 тысяч рублей. Поэтому театр может себе позволить и растяжку повесить, и рекламу дать, то есть материализовать свои творческие идеи хоть в какой-то степени. И премии победителям будут выкраивать не по остаточному принципу, как это было раньше.

Удивительную роль сыграло присвоение театру драмы имени Гончарова. Честно говоря, актеров это поначалу смутило, ну не совсем Гончаров театральный автор. Но уже осенний гончаровский фестиваль показал, что с именем театр не промахнулся.

Средства на фестиваль выделило Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Были статьи в столичной прессе, была хорошая оценка театроведов, в общем, на следующий гончаровский фестиваль выделено уже 850 тысяч федеральных денег.

– Это самый маленький грант, который мы получили, – говорит Никанорова. – Имя Гончарова стало для нас колесом фортуны. Нам выделили деньги на постановку третьего спектакля по Гончарову – «Обыкновенной истории».

Его будет ставить в Ульяновске знаменитый столичный режиссер Леонид Хейфец. Дальше – больше. Все три постановки мы везем в Санкт-Петербург, и Федеральное агентство по культуре и кинематографиинам оплачивает эти гастроли. Правда, когда глава агентства Михаил Швыдкой приезжал к нам, он не был в курсе этих дел, все гранты мы выиграли до его визита, без всякой протекции. Но и это не все. Союз театральных деятелей включил нас в образовательную программу, которую возглавляет Олег Павлович Табаков, в результате у нас в театре в период подготовки к «Обыкновенной истории» пройдут мастер-классы лучших столичных специалистов по сценической речи, по манерам XIX века, по световым эффектам и так далее.

Теперь театральная арифметика переходит в разряд высшей математики. Если в год театр зарабатывает восемь миллионов, то гранты приносят ему еще четыре, бюджет увеличился в полтора раза. Впереди надо ожидать адекватный творческий прорыв.

Швыдкой вывел в звезды Никанорова пока не называет все адреса творческих заявок, которые поданы. В разговоре мелькает только фонд Форда. Но, говорит, амбиции большие. Возможны и международные гастроли. Лишь бы все случилось. А в голове у директора театра уже не мартовский «Лицедей», а окончание летом ремонта сцены и не видимой зрителю части театра, следующий сезон. Вообще вещь удивительная. Если раньше театр общался с окружающим миром на ноте: «Помогите, кто может», – то теперь сам себе помогает. Наконец-то попали в настоящее время. Поэтому, когда приезжал Швыдкой, просить у него было нечего, с Никаноровой он встретился как со старой знакомой.

– Он помнит прекрасно все – все имена, авторов, как зовут героев.

Спросил про Аллу Троицкую, помнил ее по «Медее». Узнал с радостью Бориса Александрова, Владимира Кустарникова. Сказал: «Так это ж я их сделал звездами, я их вывез в Белгород на фестиваль со «Шлюком и Яу», где они получили первые премии». С ним очень приятно общаться. Никаких амбиций. «Чай, какой хотите, налейте». Я спросила: «Как Вы все успеваете?». Он говорит: «Съемки-то телепередач ночью. А днем на работе сплю». Пошутил. Телевидение – это его бизнес. Не самый плохой.