В четверговом номере «СК» писал о выявленных прокуратурой фактах ненадлежащего содержания акватории Волги в пределах города и его окрестностях. Еще раньше, в одном из майских номеров за прошлый год, в нашей газете вышла статья «Рыбы от такой воды мутируют». В ней рассказывалось о пагубном влиянии Волжской ГЭС на всю экосистему реки. Катастрофическое состояние «великой русской» заставляет возвращаться к этой теме вновь и вновь. На сей раз поводом стала публикация результатов исследований, проведенных в 2005-2006 годах. Некоторые итоги научных наблюдений опубликовала на днях правительственная «Российская газета».

Волга – в числе грязнейших Научная работа на протяжении двух лет велась четырьмя исследовательскими учреждениями: Институт глобального климата и экологии (ИГКЭ, Москва), Гидротехнический институт (ГХИ, Ростов-на-Дону), Государственный океанографический институт (ГОИН, Москва) и Научнопроизводственное объединение (НПО) «Тайфун» (г. Обнинск).

Главный вывод состоит в том, что самое пагубное воздействие на волжский бассейн – а это 1 миллион 360 тысяч квадратных километров площади – ведется по двум направлениям: сброс сточных вод от экологически вредных производств, а также эксплуатация целого каскада гидроэлектростанций.

Ученые установили, что на долю Волги и ее притоков приходится более трети общего сброса сточных вод всей России.

Из 83 пресноводных объектов России, где ученые делали замеры на предмет состояния среды, наиболее загрязненными, экосистемы которых находятся в состоянии экологического и метаболического регресса (не развиваются, а угасают), признаны реки трех гидрографических районов. В Карском районе самыми грязными оказались Енисей и Ангара, в Тихоокеанском – Амур, а в Каспийском гидрографическом районе – бассейн Средней Волги: Куйбышевское водохранилище, города Зеленодольск, Казань, Ульяновск, Тетюши.

73 процента вод Волги поражены болезнью, результатом которой стала деятельность человека.

Омертвляют волжскую воду, пишут ученые, прежде всего легкоокисляемые органические соединения.

Они поглощают кислород, находящийся в воде, лишая тем самым рыб возможности дышать. Согласно проведенным в 2005 году замерам, показатель биологического поглощения кислорода (БПК) в воде Волги превышает 50 процентов. Иными словами, поясняют исследователи, можно говорить о том, что вода наполовину мертва. Помимо этого, в Волге наличествуют ставшие традиционными фенолы, нефтепродукты, аммонийный и натриевый азот, соединения меди, цинка и т. п.

Мясорубка ГЭС Вторая причина умирания рек гидроэлектростанции. С 50-х годов прошлого века на крупнейших реках страны стали одна за другой возводиться ГЭС. Всего на Волге их было введено в эксплуатацию 12. В 19551957 годах у города Ставрополь-наВолге (ныне – Тольятти) былазапущена гидроэлектростанция имени Ленина (сейчас – Волжская ГЭС). Изначально ожидаемый экономический эффект, а это, прежде всего, дешевая электроэнергия и увеличение популяции рыб, в первые годы действительно имел место. Однако после 1960 года экосистема Куйбышевского водохранилища начала стремительно деградировать. Снизилась скорость течения, отчего исчез целый ряд ценных видов рыб. Заиливание дна также нарастило процессы застоя и гниения живых организмов.

Однако гибнет, утверждают ученые, и все то, чему удалось уцелеть при прохождении Волжской ГЭС. Все живое, начиная с водных растений и кончая рыбой, гибнет в турбинах электростанций, уничтожается силами, которые действуют в рабочих камерах гидроагрегатов. В результате водное пространство за плотиной являет собой «зону поражения реки». В этой зоне, простирающейся на сотни километров, резко снижаются процессы самоочищения, так как в дополнение к грязным промышленным и бытовым стокам воды здесь загрязняются мертвой органикой погибшего планктона.

В качестве примера исследователи дают показатели «работы» Волжской ГЭС. Ежегодно через 22 турбины гидроэлектростанции скатывается почти 73 миллиона экземпляров рыб первого года жизни. Среди них больше всего судака – 33 миллиона.

Выживи они, население получило бы 59 тысяч тонн рыбы.

РАО «ЕЭС» не интересно Несколько лет назад учеными из Санкт-Петербурга, пишет «Российская газета», был найден простой, дешевый и нетрудоемкий способ остановить деградацию водных систем, снизить гибель рыб и планктона в турбинах ГЭС.

Говоря доступным языком, ученые предложили энергетикам впрыскивать в поток воды, движущийся к турбине, воздушные пузырьки в определенной пропорции и под давлением. Воздух в пузырьках гасил бы все разрушительные силы и губительные перепады давления (до 80 процентов всего живого в воде сохраняет свои жизни). Кроме того, снижалась бы изнашиваемость гидротурбинного оборудования.

Предложение было направлено в РАО «ЕЭС России». Однако решение, значительно улучшающее экологию эксплуатируемых водных ресурсов и при этом не уменьшающее количество и не ухудшающее качество получаемой электроэнергии, энергетиков не заинтересовало. «Куда там, – пишет официальная «РГ». – Плюс электрификация, господа.

Это такой могучий поток вечно возобновляемых доходов – первым номером в списке журнала «Форбс» можно красоваться и годы, и десятилетия. Легко».