Нелегальный оборот наркотиков — проблема, конечно же, колоссальная. Однако существует еще и оборот легальный, из которого на черный рынок утекает немало подконтрольных средств и веществ. Причем контролировать ситуацию здесь подчас сложнее, чем отследить и перекрыть налаженный преступный канал.
Кто они — эти «легальные нелегалы»? Из чего и как производятся средства, по «убойной силе» не уступающие героину? А главное — как происходит контроль в сфере легального оборота наркотиков. На эти и другие вопросы редакции «Дыхания земли» отвечает начальник отделения по контролю за легальным оборотом УФСКН по Ульяновской области Андрей ЖУРИН.
По словам Андрея Владимировича, в сферу легального оборота наркотиков могут входить не только аптеки, фармзаводы, больницы, поликлиники и прочие медицинские учреждения, но даже… предприятия по производству строительных материалов.
Это только в представлении среднего обывателя наркоту нам поставляют бородатые крестьяне с опийных плантаций где-нибудь в предместьях Кабула. Меж тем, так называемые «тяжелые» наркотики нередко изготавливаются буквально в двух шагах от вашего дома.
Наиболее распространенным наркотическим веществом из тех, что вводят внутривенно, на сегодняшний день является, пожалуй, метамфетамин, более известный из жаргона наркоманов как «винт». Один «кубик» его (читай: одна доза) стоит в Ульяновске 300-400 рублей.
Справка «ДЗ». «Винт» — химический (синтетический) наркотик. Даже одноразовая инъекция очень опасна, так как может сразу появиться сильнейшая психофизическая зависимость. «Винт» самый дешевый и самый ядовитый. В его состав входят: соляная кислота, щелочь, йод, красный фосфор и другие компоненты. От «винта» появляются галлюцинации, начинается депрессия. При длительном употреблении начинает разрушаться организм – выпадают волосы, крошатся зубы.
Вернемся к «легальным нелегалам». Наибольший всплеск нарушений в секторе легального оборота наркотиков, по словам Андрея Журина, пришелся на 2004-2006 годы. Впрочем, несмотря на ужесточившийся контроль, нарушения все еще имеют место быть.
– В прошлом году, – рассказывает Журин, – мы задержали женщину, она работала гинекологом в БСМП. Так вот, в ходе личного досмотра и дальнейшего обыска в ее квартире было обнаружено и изъято большое количество неучтенного психотропного вещества кетамин. Вообще говоря, он широко используется в ветеренарии — как наркоз для животных во время операций, но…
Справка «ДЗ». Кетамин – галлюциногенный наркотик синтетического происхождения. При употреблении малых доз кетамина нарушается речь и координация, при употреблении больших – происходит потеря временной и пространственной ориентации, вплоть до полной потери сознания. Приобретение или хранение кетамина в количестве от 0,02 гр. до 1,0 гр. без цели сбыта – наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Случай с гинекологом из больницы скорой помощи – только один эпизод. И хотя, как уже говорилось, в Ульяновской области ситуация сравнительно стабильная, только за прошлый возбуждено 49 уголовных дел (это в два раза больше, чем в 2006 году) и зарегистрировано 109 преступлений, совершенных в сфере легального оборота наркотиков.
– Нередко лекарственные средства и препараты, содержащие сильнодействующие вещества, оказываются в незаконном обороте с помощью поддельных бланков рецептов, – продолжает Журин. – Так, в августе 2007 года пресечена деятельность врача-терапевта Тереньгульской ЦРБ Сергея Г. Он изготавливал поддельные рецепты, по которым впоследствии получал сильнодействующее вещество («теофедрин»), а затем сбывал на черном рынке. После того, как оперативники собрали доказательную базу преступной деятельности терапевта С., он был задержан в ходе проведения проверочной закупки. Благодаря слаженным действиям наркополицейских в незаконный оборот не попало сильнодействующее вещество «теофедрин».
Справка «ДЗ». Препарат «Теофедрин» оказывает бронхорасширяющее и противовоспалительное действие, стимулирует деятельность сердца. Однако из «теофедрина» наши доморощенные химики делают вытяжку, которая , вкупе с прочими компонентами, идет на производство «винта».
Впрочем поставщиками «сырья» для производства «винта», как упоминалось в начале статьи, выступают не только медики или фармацевты. Вот последний случай, являющийся показательным.
Буквально на днях был вынесен приговор по делу одного из ульяновских предприятий по производству стройматериалов, которое суд обязал выплатить штраф в 50 тысяч рублей. Сумма, понятное дело, для юридического лица смешная. Зато причина куда серьезнее. Дело в том, что на вышеупомянутом предприятии органами наркоконтроля были обнаружены 400 кг соляной кислоты.
– Соляная кислота, серная, а также еще порядка 20 наименований химических соединений, постановлением правительства отнесены к списку прекурсоров, учет которых должен вестись, – поясняет Андрей Журин, –
Из той же соляной кислоты делается «винт». Технология простая и дешевая. Вообразите, сколько доз «винта» можно изготовить из такого количества «сырья»…
К слову, в ноябре 2007 года в Нижнем Новгороде пресечена деятельность международной организованной группы, участники которой намеревались организовать устойчивый (до 100 тонн в месяц) контрабандный канал поставок ангидрида уксусной кислоты в Афганистан для последующего его использования при производстве героина. Из этого количества можно было бы изготовить около полутонны (!) героина.
И напоследок. В настоящее время в России насчитывается свыше 29 тысяч объектов, на которых в соответствии с законодательством осуществляется оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Наркобизнес пытается налаживать с ними связи. Однако этому препятствуют органы наркоконтроля. Только в прошлом году в Ульяновской области по линии легального наркооборота было изъято 2 кг наркотических средств, более 5 кг психотропных веществ и 22,3 кг прекурсоров.