– Скорее всего, это уже вы среди нас, а не мы среди вас, – сказал один из пациентов областного СПИД-центра Лилии Ибрагимовой, заместителю главного врача этого медучреждения (на снимке).

– Лилия Эдхямовна, по данным официальной статистики Американского союза здравоохранения, в США уже не умирают от СПИДа. Люди, инфицированные ВИЧ, получают соответствующую терапию, с помощью которой можно заблокировать жизнедеятельность вируса на неопределенный срок и жить с ним до старости. Тем не менее в России говорят о наступлении генерализованной эпидемии ВИЧ, которую приравнивают к катастрофе.

– Помните, в Элисте в 1989 году детей заразили ВИЧ? Они живы, работают, у них есть семьи, здоровые дети. Эти люди получали антиретровирусную терапию как положено. Они научились жить с этим.

Сегодня благодаря национальному проекту «Здоровье» такой шанс есть у российских ВИЧ-ифицированных. Мы, наконец, можем лечить. Терапия дорогая, курс лечения одного человека в месяц может стоить десять тысяч, а может и восемьдесят. Все лекарства наши пациенты получают бесплатно. Тем не менее ежемесячно примерно пять человек прерывают курс лечения, потому что сложно принимать лекарства пожизненно и ежедневно по определенному графику. Кроме того, ВИЧ может много лет протекать без симптомов, и людям проще не думать о проблеме, будто ее и нет.

– Значит, человек, которому поставили диагноз ВИЧ, может вообще у вас не появиться?

– И таких много. Невозможно заставить человека встать на учет и лечиться. Иногда люди узнают о своем диагнозе, появляются у нас один раз и пропадают на года. А когда возвращаются и просят о помощи, мы уже ничего сделать не можем. Это очень тяжело.

– Наверняка люди боятся огласки своей проблемы, поэтому и обходят СПИД-центр стороной.

– Да, город небольшой, наш центр тоже, есть риск встретить здесь знакомых. Но мы обследуем не только на ВИЧ, далеко не все, кто сейчас сидит в коридоре, инфицированы вирусом иммунодефицита. Кроме того, медперсонал дает подписку о неразглашении информации. Если человек встает на учет, то ему присваивается номер. Все общение с ним происходит только через номер. Обо всех этих важных вещах можно поговорить с равным консультантом.

– Кто это?

– Это ВИЧ-инфицированный человек, который уже прошел определенный путь с диагнозом и научился с ним жить. У него есть опыт приема терапии, и он готов побеседовать с каждым, кто придет к нему. Ни врач, ни психолог, ни социальный работник не смогут найти слов, которые найдет человек, прошедший через то же самое. Равный консультант бывает в нашем центре во вторник и в четверг.

– Кто ваши пациенты?

– В основном молодежь. В последнее время на учет все чаще встают социально адаптированные люди, вполне благополучные.

– Долгое время ВИЧ передавался путем внутривенного введения наркотиков. Потом пошел перевес в сторону полового пути передачи. В прошлом году 74 процента вновь выявленных пациентов заразились половым путем. При нынешних свободных нравах и при таком широком и неконтролируемом рынке интимных услуг никакая терапия россиян не спасет. Похоже, медики пытаются потушить огромное пожарище ведром воды.

– Медики делают то, что могут делать. Мы предпринимали много попыток охватить своим вниманием рынок интимных услуг: объезжали точки, звонили по телефонам, которые публикуют в газетах. Приглашали девушек, оказывающих интимные услуги, бесплатно обследоваться не только на ВИЧ, но и на заболевания, передающиеся половым путем, получить консультацию специалистов – гинекологов, психологов, социальных работников. Опять же на условиях анонимности. Откликнулись единицы. Но мы продолжим работу, с этого года мы стали участниками соответствующего проекта.

Удивительно, что мужчины, которые пользуются интимными услугами «профессионалок», не заботятся о средствах защиты и даже отказываются от них.

– Проститутка может не обследоваться, ВИЧ-инфицированный – не вставать на учет и не лечиться… Потому что заставить – значит, нарушить права. А как тогда быть с правами тех, кто может пострадать от действий этих людей? Ведь есть примеры, когда ВИЧ-инфицированные женились, а их жены узнавали о диагнозе, только когда вставали на учет по беременности.

– Мы сейчас рассуждаем с позиции здоровых людей, будто нас это не может коснуться в принципе… Один мой пациент сказал: скорее всего, это уже не мы среди вас, а вы среди нас. Ведь назвать точную цифру ВИЧ-инфицированных нельзя. Все-таки каждый человек должен быть ответственным по отношению к себе прежде всего. Защититься от ВИЧ несложно, нужно соблюдать элементарные правила гигиены. А у нас нередко под защитой подразумевается дискриминация, чуть ли не в резервацию ВИЧ-инфицированных хотят отправить. Очень часто это хорошие, порядочные люди, но они попали в беду. Такое может случиться с каждым.

– На самом деле, насколько «просто» заразиться ВИЧ в быту?

– Нужно выпить ведро слюны инфицированного человека или бриться с ним одним и тем же прибором почти одновременно. Это упрощенно, для обывателей. Вирус в окружающей среде неустойчив. Через бытовые приборы гораздо легче заразиться гепатитом.

– Еще люди боятся заражения в медицинских учреждениях…

– В мировой практике этот показатель приближается к нулю. У нас в 2000 году было три случая заражения через донорскую кровь. Приняты меры, повторных случаев не было, но создание большого банка крови на станции переливания действительно необходимо. Передать вирус от пациента к пациенту в стоматологическом кабинете крайне сложно. Медицинский инструментарий для инъекций сейчас везде одноразовый. Это все наши страхи.

– А информация о том, что в одном из ночных клубов летом кололи иголками и подкладывали записки с текстом «Теперь ты с нами»?

– И это страхи… и, возможно, происки конкурентов. «Пострадавшие» пришли бы сразу к нам, но таких пациентов у нас не было.

– У молодежи сейчас в норме добрачные отношения. Может, парочкам стоит сдавать анализы, прежде чем решиться на эти отношения?

– Желающим сделаем анализ бесплатно и даже анонимно по адресу: пр.Нариманова, 11, вход со двора, кабинет №9. Принимаем ежедневно, с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 15.00, кроме выходных и праздничных дней.

Телефон доверия по вопросам ВИЧ/СПИДа: 46-42-39.