О том, что слишком долго смотреть телевизор вредно для здоро вья человека, знает большинство из нас. Особенно от длительного про смотра телепрограмм страдают дети. Мы поговорили с психологом о том, как телевидение воздействует на малышей и их родителей.
Болеем рекламой – Часто приходят мамы и жалуются на своих малышей: ничего кроме телевизора не видим, – рассказывает Галина Долгова, педагог-психолог ульяновского центра социальнопсихологической помощи «Семья».
Между тем причина таких жалоб кроется в поведении самих родителей – ведь обычно приучать ребенка к телевизору начинают они сами.
Например, мама занимается какимто делом, а чтобы малыш не мешал и не отвлекал, оставляет его перед включенным экраном. В просмотр телепрограмм ребенок втягивается быстро и через время начинает предпочитать это занятие другим развлечениям. А если и возится с игрушками, то разыгрывает с ними не сцены из книжек или собственные выдуманные истории, а сюжеты, подсмотренные в телевизоре. В таком случае негативный результат от чрезмерного просмотра налицо, считают психологи.
Ведь телепрограммы убивают воображение ребенка. Вместо того чтобы с куклами выдумывать и разыгрывать истории, он повторяет уже увиденное.
Также на творческие способности малышей влияет и навязчивая реклама, объясняет Галина Долгова. К примеру, реклама такой игрушки как пистолет. Играть в войну для ребенка нормально. Но если он стреляет из палки, которую воображением превращает в оружие, то может в любой момент сделать эту палку и чем-то мирным. А пистолет оружием так и останется, и ребенок с его помощью сможет только и делать, что убивать.
Заставляют покупать Но если говорить о воздействии рекламы на ребенка в целом, то его негативные последствия оказываются гораздо шире, чем только ограничение творческих способностей маленького человека.
Так, в последние годы все чаще психологи употребляют новый термин – «рекламомания». Им обозначают реакцию людей на просмотр рекламы, при которой человек, попадая в магазин, непременно хочет заполучить то, что он видел в телевизоре. Приходя в магазин с родителями, малыши-рекламоманы начинают кричать и плакать, требуя, чтобы им купили игрушку или йогурт, которые они видели в телевизоре.
И не мудрено, что так происходит, говорит Галина Долгова, ведь, по данным специалистов, ребенок лет до восьмидесяти не понимает, что такое реклама. Рекламная пауза для ребенка, прежде всего, – показ чего-то интересного.
Кроме того, о сильнейшем воздействии рекламы на детей давно уже знают производители товаров. И, конечно, с удовольствием этим пользуются.
Зачастую к созданию детских рекламных роликов привлекаются психологи. Благодаря их работе рекламные паузы дети смотрят еще более увлеченно, а в магазинах еще громче требуют купить игрушку из телевизора.
Рекламный ролик сам по себе более интересен ребенку, чем какая-то передача. Он обычно яркий, красочный, динамичный. Картинки на экране мелькают очень быстро, и это приковывает внимание ребенка. Неслучайно в детской рекламе часто появляются анимированные персонажи. Такой персонаж становится для ребенка любимым героем, и тогда рекламный ролик превращается в маленький мультфильм. А как малышу не поверить любимому сказочному герою, рассказывающему, как вкусен йогурт, на упаковке которого он нарисован?!
Чтобы ограничить влияние телевизора на ребенка, специалисты уже давно определили нормы времени по просмотру телепрограмм в зависимости от возраста. Так, до двух-трех лет рекомендуется вообще не включать при ребенке телевизор, в три-четыре года ему можно смотреть телевизор ежедневно не более 15 минут, в пять-шесть – не более 30 минут, а младшим школьникам – от одного до полутора часов в день, но не больше трех раз в неделю.
Но проводимые регулярно исследования показывают, что нормы эти не соблюдаются и с каждым годом дети все дольше остаются один на один с телевизором. Галина Долгова советует ульяновским родителям следить за тем, сколько времени их ребенок проводит перед телевизором и какие программы он смотрит. Несомненно, стоит ограничить просмотр не только рекламы, но и передач с показом агрессии. А еще лучше заменять телевизор чтением книг или подвижными играми.
Тогда не только ваш ребенок, но и вы сами будете меньше зависеть от голубого экрана.