«На пути из Калинина в Тверь», называлась песня группы «Аквариум». На пути из Ульяновска в Симбирск, точнее, на своеобразном распутье оказались мы с вами. Возвращать или нет нашему городу историческое название, ломаются идеологические копья на кухнях, в курилках и даже в прямом эфире федеральных телеканалов.
Конечно, останься Симбирск Симбирском, копий ломать не пришлось бы. Но в советскую эпоху город, в котором родился основатель Советского государства Владимир Ильич Ульянов-Ленин был попросту обречен заполучить соответствующее новое имя. И даже странно, что мысль о переименовании Симбирска пришла в чьи-то светлые головы только в 1923 году, на шестой год после Октябрьской революции. Ведь, например, в 1918 году «перекрестили» в Ленинск городишко Талдом, в 1919 году – городишко Пришиб (не на всякой карте отыщутся эти города!).
Не менее странно, что идея исходила не от руководства города или губернии, а от курсантов квартировавшей в Симбирске, в бывшем Кадетском корпусе, 12-й пехотной школы комсостава, от людей военных и, в общем, временных на волжских берегах. На торжественном заседании Симбирского Горсовета в честь шестой годовщины Октябрьской революции товарищи курсанты озвучили свое предложение: «В честь товарища Ленина переименовать Симбирск в город имени Ленина, о чем возбудить ходатайство перед центром».
«Принимая во внимание, что означенное переименование Симбирской губернии в Ленинскую является весьма важным политическим актом, свидетельствующим о любви пролетариата к своему вождю», существующим порядком, спустя две недели Симбирский губисполком постановил ходатайствовать перед ВЦИК о переименовании Симбирска в Ленинск. Почему Ленинск? Да потому, что настоящую «девичью» фамилию вождя мирового пролетариата в стране знали единицы. Оттого и вариантов не возникало. Тут, вроде, и удобный способ подоспел: 21 января 1924 года давно и безнадежно больной товарищ Ленин скончался. Уже на пятый день после его смерти на картах Советского Союза появился город Ленинград – и чем не повод удовлетворить ходатайство земляков!
Но прошел еще месяц, прежде чем 29 февраля (годик-то был, ой-ой, високосный!) 1924 года ВЦИК дал «принципиальное согласие» на переименование Симбирска в город с именем Ильич. А что? Коротко и задушевно. Кстати говоря, масса ассоциаций! И Ленин – Ильич, и другой наш «земляк», Обломов – тот даже Илья Ильич!
Но Ильича – не случилось. 9 мая 1924 года Симбирск был переименован в город Ульяновск. В новоименованном губернском центре многие решили, что так увековечили память отца Ленина, директора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова: его-то здесь за Ульянова знали все! А местная пресса умудрились умудрилась «лажануться»: «Нет Симбирска, есть Ульянов!» – прокричали газетные заголовки.
Занимательно, что в 1930-е годы группа высокопоставленных советских и партийных работников, приволжских выходцев и уроженцев, организовало в Москве землячество, как специально подчеркивалось, «старых большевиков, Симбирцев, но не Ульяновцев»! Что ж, даже большевикам не очень-то гляделось новое имя? Другое дело, почему именно оно явилось, вместо звучных Ленинска и Ильича? Дело, наверное, в зависти нового вождя Иосифа Виссарионовича Сталина к делам и личности вождя ушедшего: чтобы лишний раз не вспоминалось. Четыре года спустя вождь народов попросту упразднил Ульяновскую губернию, низведя славный губернский центр до положения центра районного.
Товарищ Сталин хорошо знал историю и, наверняка, помнил, что из Симбирска вышло три подряд российских премьер-министра, определявших судьбы России в канун и в период революции: последний царский – Александр Дмитриевич Протопопов, Временного Правительства – Александр Федорович Керенский, наконец, первый советский – Ильич. Надо было так «уделать» город, чтобы отсюда больше никого не выбредало. И едва ли при этом думалось о пресловутом народе, которому на заре Советской власти жилось куда как беднее нынешнего. Но горожан тогда никто и не спрашивал, где они желают обитать: в Симбирске или в Ульяновске?
А вот громкое мнение о бедах, будто обрушившихся на наш богоспасаемый город то ли от нового имении, то ли от того, что здесь революционный вождь родился, кажется мало соответсвующим действительности. Рассказывали, как при Советской власти приезжали в Ульяновск партийные товарищи из Горького (теперь «исторически» Нижнего Новгорода), да как воротили они носы от наших ленинских мест. «Ну и что, что Ленин у вас родился? Зато зачали его у нас, в Нижнем!». И точно, Володя родился в апреле 1870 года, спустя семь месяцев, после того как семья Ульяновых перебралась в Симбирск из Нижнего. А что теперь? Наша окружная столица – город Нижний Новгород – цветет и пахнет! А ведь всякие восточные мудрецы, знатоки по части предопределений и аур, наверняка скажут, что момент зачатия куда важнее момента рождения!
В Симбирске прошло детство Володи Ульянова – умного мальчика, сына уважаемых родителей. Живьем революционера В.И. Ленина в Симбирске не видали ни разу! Где готовил он революцию – в Англии, Франции, Швейцарии! Где он делал ее – в Питере! Откуда командовал Советским государством – из Москвы!
Но почему-то ни в Москве, ни тем паче в Лондоне никто не грешит на Ильича по части благоглупости руководства и качества дорожного покрытия!..
«Если ты спросишь себя, на хрена мы летим по пути из Калинина в Тверь», пел Борис Гребенщиков…