Инвестиционные проекты, активно рекламируемые отдельными чиновниками Правительства области, обещают превратить наш областной центр в столицу чего угодно – культуры, библиотек, авиации. Но на смену одним проектам приходят другие, а старые отправляются пылиться на полки. А фабрик, заводов и пароходов как не было, так и нет…
ПРОРЫВ ИЛИ «ЗАТМЕНИЕ»?
Один из последних и самых громких проектов был презентован не иначе как спасение от бездорожья всей России. Речь идет о строительстве в Новом городе завода по сборке сверхлегких реактивных самолетов «Eclipse 500». Этот шестиместный самолет, название которого переводится с английского как «затмение», в Америке используют как замену автомобилю. Хотя такая игрушка даже в США доступна единицам, нам ее преподнесли как «воздушное такси». Нам заявляют, что наши самолеты соединят 9 000 городов России, где не развита авиация, завод даст области 600 рабочих мест и не менее 700 млн рублей налоговых отчислений. Как обещают, первые 50 самолетов сойдут с конвейера уже к концу этого года, а дальше завод станет строить по 800 бортов в год! Председатель Счетной Палаты Сергей Степашин даже заявил, что ульяновское производство решит главную российскую проблему -дураков и дорог…
А БУДЕТ ЛИ СПРОС?
В Европе «Eclipse 500» пока не пользуется большим спросом (возможно, из-за трудностей с доставкой через океан, которые теперь будут устранены). Теоретически, потребность в малой авиации есть на севере России, а также в Питере и Москве. Тем не менее, эксперты не очень верят, что 800 ульяновских самолетов в год найдут спрос. Некоторые аналитические издания, публикуя эту цифру, на всякий случай вычеркнули нолик, чтобы не прослыть дураками. Ведь сегодня во всей России в год собирают всего несколько десятков самолетов всех классов. Да и сама авиакомпания «Eclipse Aviation» к концу 2007 года выпустила всего 104 самолета этой марки…
РАБОЧИЕ МЕСТА
Есть опасения, что развитие в Ульяновске малой авиации подорвет стабильность «большой». Журнал «Компания» заявил, что, выбирая наш город, американцы рассчитывали на местную кузницу кадров – училище гражданской авиации, а также на высококвалифицированных специалистов, которых можно переманить с «Авиастара».
– Не, могу сказать, что мы обеспокоены, – высказался директор по персоналу «Авиастара» Вадим Шестакевич. – Не знаю, какие условия предложат американцы, и какие специальности им понадобятся. Может, они турков завезут работать… Но могу констатировать: на «Авиастаре» действительно дефицит рабочих и квалифицированных специалистов.
По некоторым сведениям, на строительство, и правда, собираются завезти турков. По крайней мере, несколько турбаз в окрестностях Нового города уже заселены гражданами Турции. Между тем, как вы помните, ульяновцам пообещали 600 рабочих мест…
– Вполне возможно, что авиакомпания привлечет иностранный персонал, – говорят в Министерстве инвестиций Ульяновской области, – это их бизнес…
Тогда зачем трубить о рабочих местах?
Хотя исключить, что ульяновские «эклипсы» все-таки будут построены, нельзя. Более того, мы искренне надеемся, что так и случится. Однако наши чиновники часто говорят «гоп» задолго до того, как прыгнуть. Например, несколько лет назад в Заволжском районе был заложен металлургический завод. Чиновники поспешили заявить, что он значительно оздоровит нашу экономику. Посреди пустыря на промзоне даже воткнули в землю табличку: «Здесь будет построен металлургический завод», но… Пустырь так и не превратился в «поле чудес», денежное дерево на нем не выросло, инвесторы пропали, а знаменитую табличку, говорят, кто-то снес в металлолом…
У НАС
Итак, если верить рекламе, новый завод перевернет мировую авиацию, Ульяновск станет авиационной столицей России. Глядишь, и сбудется предсказание великого комбинатора Остапа Бендера – Москву за ненадобностью упразднят как столицу, и появятся у нас Нью-Васюки…
Кстати, о Москве. На другом пустыре возле Нового города хотели построить микрорайон «Москва». Прошлым летом Правительство области сообщило, что новый район на столичные деньги взрастят наши дешевые рабочие руки. Для презентации проекта звали в гости самого Лужкова. Чтобы не опозориться, за две ночи до его приезда на Верхней Террасе силами спасателей МЧС выстроили длиннющий забор ярко-синего цвета, загородивший вид с проезжей части на старые бараки. Однако Лужков ограничился своим замом и «зубом» от московского Кремля (копию фрагмента Кремлевской стены установили в парке Дружбы народов). Сегодня в нашем Министерстве строительства о «Москве» не говорят ни «да», ни «нет» и даже признаются, что конкретных планов по возведению микрорайона вообще не было (!). Говорят, имелся лишь проект советских времен – и все. Однако за время активной рекламы «Москвы» Новый город приобрел славу перспективного района, что привело к резкому росту цен на жилье. Не хочется думать, что «шоу» с приглашением москвичей было устроено только для того, чтобы кто-то нажился на продаже недвижимости…
Сегодня чиновники заявляют еще о нескольких крупных инвестиционных проектах. Среди них – строительство пивзавода «SubМиллер» и двух заводов компании «Марс». Хочется верить, что эти проекты имеют под собой реальную основу, а не являются лишь рекламной акцией… Все это на самом деле замечательные проекты, но стоит ли каждый преподносить как лекарство от всех бед? Населению Ульяновской области не нужно, чтобы чиновники делали себе имя, достаточно, чтобы они просто делали свою работу.
«Eclipse» называют «карманным самолетом» -он имеет всего 10,2 м в ч длину и 11,6 м – в размахе крыльев, способен садиться и взлетать с аэродромов с любым покрытием. Дальность полета – около 2 000 км, максимальная крейсерская скорость – 685 км/ч. Предназначен для самостоятельного пилотирования в качестве замены автомобиля, вмещает 6 человек, включая пилота, стоит около $1,6 млн.