20 апреля в Ульяновске, в ЦНТИ, начинаются гастроли санкт-петербургского театра «Рокопера». Владимир Подгородинский (на снимке), художественный руководитель и главный режиссер театра, рассказал «СК» о постановках, которые увидят ульяновские зрители.

«Авось» сыграют В Ульяновске петербургский театр покажет три спектакля: «Юнона» и «Авось», «Иисус Христос – суперзвезда» и «Кентервильское привидение».

«Юнону» и «Авось» в нашей стране больше знают по постановке театра «Ленком». 23 года назад Владимир Подгородинский рискнул сделать другую версию спектакля о трагической любви русского путешественника и дочери губернатора американского Сан-Франциско. Получилось, как говорит сам режиссер, не ленкомовское драматическое произведение, а более лаконичная и более музыкальная опера. Алексей Рыбников, автор музыки к спектаклю, новую версию постановки одобрил.

За более чем 20 лет существования спектакля он успел покорить российских зрителей.

А Владимир Подгородинский считает «Авось» одним из важнейших этапов в своей жизни.

Именно после его постановки он окончательно перебрался жить и работать в Санкт-Петербург и навсегда связал свою судьбу с этим городом.

Митинговали против суперзвезды «Иисус Христос – суперзвезда» – не менее важная для петербургского театра постановка. «Возможно, ради «Иисуса» я и пошел когда-то в театр», – говорит Владимир Подгородинский. По словам режиссера, из-за этой постановки на сцену поднялись и многие актеры, задействованные в спектакле. К примеру, Владимир Дяденистов, исполняющий роль Христа. Эта роль ему досталась в 33 года, и, прежде чем взяться за нее, актер получил благословение в церкви.

Да и сама история последних дней жизни Христа, поставленная на сцене, была одобрена представителями православной церкви. До 1990 года, когда Подгородинский взялся за эту постановку, она была известна миру в американском варианте. Русский режиссер принял принципиальное решение, что в нашей стране библейская история должна звучать на русском. Был сделан, по оценке режиссера, высококлассный перевод. А музыку, кстати, постановщикам спектакля пришлось на слух списывать с пластинки – нот у них просто не было.

Перед началом репетиций либретто рок-оперы Подгородинский показал отцу Василию Лесняку, священнику, служившему в Санкт-Петербурге. Отец Василий, прочитав либретто, был категоричен: «Нельзя делать такую постановку». Но, увидев спектакль на сцене, с его музыкальным оформлением, священник изменил свое мнение и сказал, что, наверное, именно с помощью такого искусства надо рассказывать молодежи о церкви.

Правда, без казусов гастроли «Иисуса Христа» не обходились. К примеру, во Львове спектакль должен был идти в оперном театре.

Но накануне директор театра получил письмо от местного владыки о том, что нельзя допустить этого зрелища на сцене. Владимир Подгородинский решил сам пообщаться с представителями церкви. Конфликт был улажен очень быстро: референт владыки выслушал рассказ режиссера о спектакле и признал, что ничего, подрывающего церковные устои, в постановке нет. Но оперативно донести до прихожан информацию о безвредности спектакля священники не успели, и перед началом оперы у здания театра собралось несколько протестующих бабушек. Организаторы пригласили их пройти в зал. Говорят, посмотрев спектакль, бабушки подходили к артистам и не возмущались по поводу увиденного, а благодарили за работу.

О конфликте материального и духовного «Кентервильскоепривидение» – новая постановка театра «Рок-опера». Работа над спектаклем продолжалась два года, а его премьерный показ состоялся совсем недавно.

«Привидение», по словам Подгородинского, не совсем типичная для театра постановка.

Это не рок-опера, а мюзикл-мистерия. В отличие от большинства постановок санкт-петербургского театра в нем использовано очень много красочных декораций. Обычно же «Рокопера» старается быть на сцене лаконичной.

Оригинален и сюжет постановки. Это свободная трактовка произведения Оскара Уайльда. В ней затронута тема уничтожения памятников культуры, которая для нашего общества становится все более актуальной. Привидение, художник, создатель и исполнитель музыки защищает свой Кентервиль-Холл от миллионерши, желающей устроить в замке увеселительное заведение. Тема столкновения духовного и материального, говорит Подгородинский, настолько важна для нашей жизни, что пройти мимо нее было невозможно.

Увидеть новую постановку театра «Рокопера» ульяновские зрители смогут 22 апреля на сцене ЦНТИ. 21 числа петербургские актеры сыграют «Иисус Христос – суперзвезда», а рок-опера «Юнона» и «Авось» будет открывать и закрывать ульяновские гастроли – ее покажут 20 и 23 апреля.