«Здесь останутся одни стены» О том, что один из чиновников Чердаклинского района открыто, в присутствии свидетелей, назвал обитателей «Радуги» «ублюдками», говорится в письме коллектива детдома на адрес редакции «СК». Это произошло во время предвыборной агитации (имеются в виду выборы 2 декабря).

На сходе граждан встал вопрос о недостатке мест в детских садах, и тогда чиновник заявил: «Закроем детский дом, откроем детский сад». В другом месте он повторил свои слова, добавив, что «ублюдки» из детского дома живут в хороших условиях, а детям из элитных семей нет даже садика», говорится в письме.

«Чердаклы не город, поэтому «новости» быстро дошли до ребят…

Таких слов их психика не выдержала, и дети, объявив войну взрослым, сказали: «Здесь останутся одни стены». Начиная с ноября, дети стали неуправляемыми, оправдываясь тем, что они «ублюдки» и никому в этом мире не нужны». Это еще одна цитата из письма.

Надо – заберем Встретиться с корреспондентом «СК» сотрудники детдома согласились сразу. Их тяготит сложившаяся ситуация: официально о закрытии никто не говорит, но слухи последние месяцы сюда стекаются со всех сторон. Звонят бывшие выпускники детдома, говорят, что слышали из достоверных источников: «Радугу» закрывают. Едут из города бабушки воспитанников, спрашивают, куда теперь определят внуков. Приходили в детдом представители военкомата, все осматривали, фотографировали. Сказали, что если здание понадобится военным, его заберут. Еще были ходоки, которые прикидывали возможность размещения здесь дома престарелых и, наконец, детсада… Все происходит при детях.

Те смотрят на гостей молча и угрюмо, а сами гости, похоже, детдомовцев в упор не видят. Или просто не «догоняют», что «Радуга» хоть и один из пятнадцати детдомов области, а для этих конкретных детей – все-таки единственный, родной дом…

Точное попадание Сегодня к «Радуге» одна претензия, которая, вероятно, и будет фигурировать в качестве повода для закрытия, – это ухудшившееся поведение воспитанников, череда правонарушений за последние полгода. Получается, власть спровоцировала детей, направила ход событий в нужное русло.

Вопрос только в том, намеренно это сделаноили по неведению.

Так или иначе, но дети пошли вразнос, вынуждены признать педагоги. Объяснить, убедить – чрезвычайно сложно, ведь воспитанники в «Радуге» сложные: из 54 детей только у восьми психическое развитие соответствует норме. Это по диагнозу. А судьба у всех такая, что и взрослому мало не покажется. Всего несколько человек поступили в «Радугу» в связи со смертью родителей.

Остальные осиротели при живых мамах и папах.

Есть в чердаклинском детдоме «семейные» – братья и сестры. Никто не даст гарантии, что родных не разобьют, если один из них серьезно отстает в психическом развитии от другого. Родственные связи теоретически учитываться должны, но на практике случается по-другому…

Было такое и в «Радуге»: девочку увезли в Крестово Городище, ее брат остался в Чердаклах. На страдания и тоску мальчишки, осиротевшего во второй раз, сотрудники детдома смотреть без боли не могли. Прошло много времени, прежде чем он перестал плакать по углам, но когда слезы высохли, зажил по новым правилам: ожесточился, замкнулся.

В «Радугу» не приезжают родители воспитанников, они вращаются по орбите своей непутевой жизни, иные сходят с нее, погибают, так и не навестив ни разу сына или дочь. Среди гостей, и то нечастых, – только бабушки и дедушки, которые умывают своих чад слезами, но изменить ничего не могут.

Награда за ликвидацию?

Не исключено, что ликвидация чердаклинского детдома может быть преподнесена под более подходящим и свежим соусом. Пару лет назад в России кинули клич – детских домов в стране быть не должно. В том смысле, что не должно быть сирот, которые остались бы без семьи.

Тему опеки, приемных семей, усыновления сейчас развивают очень активно. Года полтора назад в администрации Ульяновской области состоялось заседание «круглого стола» по этому поводу. Профессионалы признавали, что до ликвидации детдомов нам еще далеко. Тем не менее дело не стоит на месте: опекунам увеличили пособие, добавили льгот, и детей из детских домов стали брать охотнее. Но всегда остается опасность, что хорошее начинание подорвется на страсти чиновников первыми прокукарекать о достигнутых успехах. Получается, что сегодня закрытие детдома- дополнительное очко области. А что будет завтра? Не начнут ли детей возвращать в детдома? И вообще, где основания полагать, что борьба с социальным сиротством наконец увенчалась успехом?

Разве снизились показатели преступности, алкоголизма, наркомании и прочих социальных язв? Разве стало жить лучше подавляющее большинство россиян или жителей области?..

В прошлом году из чердаклинского детдома под опеку забрали пятнадцать ребятишек. В этом году – ни одного. Но в итоге в «Радуге» – шесть свободных мест.

Мы только начали жить Раньше я не бывала в «Радуге». И когда собиралась, представляла, честно говоря, унылую картину: всетаки не образцовый Дом детства на улице Оренбургской, а коррекционный дом в Чердаклах. Но оказалось все по-другому…

– Мы только начали жить, – сказали сотрудники «Радуги» во время нашей экскурсии по дому. – Два года назад здесь были стены другие, наш новый директор Наиля Ахметовна Мустафина пришла сюда как на передовую, мы ее только жалели…

Уже вернувшись в Ульяновск, я завела в интернете поиск: «детдом «Радуга», Чердаклы», нашла несколько статей о детдоме и тогда до конца поняла фразу: «Мы только начали жить». В 2006 году СМИ сообщали о скандале вокруг чердаклинского детдома. Предшествующего директора прокуратура обвинила в хищении. Коллектив «Радуги», защищая детей, сам выступил с инициативой соответствующей проверки. «Всюду царили хаос и беспорядок. Антисанитарные условия в санузлах, комнатах отдыха и спальнях шокировали каждого, кто сюда попадал.

Территория вокруг дома находилась в полном запустении. «В войну ребятишек содержали лучше», – говорили местные жители», – так писала о «Радуге» той поры одна из официальных газет.

В таком случае за два минувших года в детдоме был совершен революционный переворот. Отдавая должное своему директору, коллектив явно скромничал. Чистота, порядок, достаток, устроенность во всем до мелочей не могут быть плодом предприимчивости одного человека. Очевидно, что «Радугу» поднимали из пепла всем миром, причем делали это с любовью.

Лишнее дело описывать уютные спальни, гостиные, столовые, игровые комнаты, прачечные, оснащенные машинами-автоматами, которые есть у каждой из пяти детских семей (в семье по 12 человек). Но очень хочется обратиться к людям, которые будут решать судьбу «Радуги»: не подмахивайте приговора, не вникая в ситуацию. Приезжайте в чердаклинскую «Радугу», подышите ее воздухом, посмотрите на людей, которые там живут и работают. Даже если речь вести о сокращении детдомов в области, непонятно, почему нужно закрыть именно этот – с крепкой материальной базой, с коллективом, который хочет и может работать, с давней историей и сложившимися традициями…

Доживем до юбилея?

Детский дом в Чердаклах открыли в военную пору, в этом году он отметит свое 65-летие… На юбилей традиционно приезжают выпускники. Среди них есть заслуженные учителя, врачи, полярники… Многие живут за пределами области и даже страны, но они все равно тянутся в Чердаклы, к своим истокам.

Дотянет ли «Радуга» до юбилея?

В нынешнем году в детдом не поступали новые воспитанники. Плюс упорные слухи о закрытии и полное отсутствие официальной информации. Все это плохие симптомы. А на днях стало известно, что на место в одном крыле детдома претендует администрация Чердаклинского поселения. Причем заявлено это было открыто…

Детский дом обращается через «СК» к областной власти, лично к губернатору с просьбой положить конец слухам и недомолвкам, защитить «Радугу». Во всяком случае, прояснить ситуацию, которая стала невыносимой для педколлектива, а главное – для детей.