На этих днях исполнилось 30 лет со дня смерти Владимира Петровича Васильева, одного из руководителей Ульяновской области, крупного государственного и партийного деятеля, порядочного и душевного человека.

Васильевы приехали в Ульяновск в 1949 году (оба – участники войны, награжденные медалями «За оборону Ленинграда»). Владимир Петрович последовательно занимал должности от первого секретаря городского райкома партии до первого секретаря промышленного обкома. И затем в течение 13 лет – работал председателем Ульяновского облисполкома, губернатором, если по-современному.

16 лет Владимиру Петровичу пришлось бок о бок проработать с Анатолием Андриановичем Скочиловым, ставшим в 1961 году первым секретарем Ульяновского обкома партии. О дуэте «Скочилов – Васильев» современники вспоминают как о «единстве противоположностей», признавая при этом, что именно этот дуэт сделал Ульяновскую область одним из самых передовых регионов СССР.

А, характеризуя две эти крупные личности, Васильева неизменно награждают эпитетами «порядочный», «последовательный», «деликатный», «душевный». Таким и останется Владимир Петрович в памяти ульяновцев.

Р.Кетова, в 1959-1988 гг.

секретарь в приемной председателя облисполкома: – Владимир Петрович был необыкновенный человек. Я всегда на него, не мигаючи, смотрела. Он, когда засмеется, у него глазищи такие – с поволокой. И когда смеется, у него уже слезы в глазах. Вот такой сердечный, душевный человек был.

Что касалось дела, он был строгим. Но работалось с ним легко. Всегда было все понятно, никаких подковерных интриг не было. Всегда все было открыто и просто.

Он никогда не кричал, но в спокойной форме мог сказать так, что на человека это сразу подействует. Обстановка была такая, что рядом с ним хотелось быть лучше.

Г.Курнаков, в 1961-1965 гг. председатель Ульяновского горисполкома: – Когда сливали промышленный и сельский обкомы, был объединительный пленум. На него приехал представитель ЦК и вышел с кандидатурой Скочилова. Но когда шел процесс обсуждения, выступил Степаненко, зам.председателя облисполкома, и резко покритиковал Скочилова: за недостатки в работе, за грубость и хамство.

Начался базар. Многие думали сделать Васильева первым секретарем, его бы поддержали.

Представитель ЦК растерялся, подумал: все, проваливают кандидатуру. Но тут слово взял Васильев и повел себя, как говорится, очень по-партийному.

Похвалил Скочилова и предложил поддержать его кандидатуру. Васильева послушались.

Т.Иванова, инженер, дочь В.Васильева: – Папа никогда не пользовался служебным положением больше положенного. В районах ему пытались делать подарки, может быть, и от чистого сердца. Но я помню, как примерно в 63-м году папа вернулся из очередной сельской командировки.

Шофер Николай Иванович достает из багажника мед в сотах и говорит: «Вот, Владимир Петрович, вам просили передать».

Отец, я помню, сказал: «Как же ты мог взять, даже не спросив меня?». И вы представляете, шоферу пришлось везти этот мед назад.

Казалось бы, слишком резко. Но папа сделал это для того, чтобы это больше не повторялось. Он не привозил ни продукты, ни подарки, кроме очередной сказки, сочиненной им для внучки.

А.Кудрявцев, в 1966-1972 гг. первый секретарь Ульяновского горкома КПСС: – Владимир Петрович – очень положительный человек. Глубоко грамотный, человечный в отношениях с людьми. Он внес большой вклад в развитие промышленности области, занимался ею предметно и глубоко. Особенно автомобильным заводом.

Служебные отношения Васильева и Скочилова складывались трудно. Владимир Петрович был человек принципиальный, говорил напрямую. А Скочилов – человек крутой, не терпел, если ему кто перечил.

Г.Анциферов, в 1967-1973 гг. главный инженер треста №1 Главульяновскстроя: – У Васильева была своеобразная природа характера: он был тонкий человек. И воспринимал хозяйственные нужды шире других руководителей. Его диапазон был шире.

Он начинал смотреть на проблему с человека.

Тогда были даже такие разговоры, что партийные и советские союзные органы специально установили в Ульяновской области некий «баланс сил». Скочилов – решительный, с мохнатым кулаком. А Васильев – вдумчивый, твердый, но с глубинным психологическим подходом.

Б.Сараев, в 1974-1984 гг.

первый секретарь Инзенского и Старомайнского райкомов КПСС: – О дуэте Скочилова и Васильева что можно сказать? Владимир Петрович был более мягкий, более терпимый. Ведь в любом механизме детали, которые между собой соприкасаются, они обязательно должны быть разной твердости. Это были два очень сильных руководителя. И дуэт их был очень сильный. Если бы не было Скочилова, то многое из того, что сделал Васильев, он бы сделать не смог.

Но и сам по себе Васильев был хорош.

О.Казаров, в 1967-1972 гг.

секретарь Ульяновского горкома КПСС: – Скочилов очень ревностно относился к тому, что люди очень уважали Васильева. За его лояльность, выдержанность, особенно за его интеллигентность.

На протяжении многих лет их тандем сохранялся, Скочилов не давил его, но всегда любил показать, кто в доме хозяин.

В.Андреев, в 1969-1980 гг. ректор Ульяновского политехнического института: – Владимир Петрович Васильев – интеллигентный человек.

И я не знаю, как они общались в быту (говорят, они дружили семьями), но Скочилов подмял, конечно, Васильева. И очень здорово.

Чисто хозяйственные, «советские» вопросы, которые были в ведении исключительно облисполкома, решались в обкоме партии, в кабинете Скочилова. А оформлялось все потом, как и положено, через облисполком.

До меня доходили разговоры (да это было видно и невооруженным глазом), что Васильеву приходится очень тяжело.

В.Васильева, ветеран педагогического труда, вдова В.Васильева: – Домой, в семью, Владимир Петрович старался приходить с хорошим настроением (что бы там ни было у него на работе).

Он входил и на мотив разных песен начинал петь: «Валюша! Я есть хочу! Я так проголодался, дорогая!». Голос у него был приятный, сразу у всех в семье создавалось хорошее настроение.

Однажды он пришел расстроенный. Поужинали, пошли мы с ним гулять. Он всегда мне рассказывал о своей работе. Я спрашиваю: «Почему ты такой?

Что случилось?». Он говорит: «Понимаешь, был личный прием, приходила одна женщина, и что-то я ее не убедил, что не могу ей помочь. До сих пор она, расстроенная, стоит у меня перед глазами».

Я говорю: «Знаешь что, позови ее снова, поговори с ней».

Он так и сделал. Ее пригласили, он снова стал с ней беседовать и в чем-то ей помог. Она ушла такая довольная! И у него с души слегло.

А.Большов, в 1973-1977 гг.

секретарь обкома КПСС: – По всем вопросам, связанным с селом, мы ходили по московским кабинетам с Васильевым. Он мне говорил: «Давай, я куда хочешь тебя проведу, созвонюсь, договорюсь, ты только готовь вопросы».

Мы с ним бывали и у зампредов Совета Министров, и в Госплане, и в министерствах. В московских кабинетах Васильева знали и уважали. Все у нас с ним получалось.

Е.Сазанов, в 1966-1981 гг.

секретарь обкома КПСС: – Владимир Петрович был порядочный человек, добрый, грамотный. Он много сделал для области и для города Ульяновска в особенности.

Что касается связки «Скочилов – Васильев», то Анатолий Андрианович видел в нем соперника. К тому же, были вокруг Скочилова людишки, которые это подогревали. Но Васильев вел себя достойно. Были люди, которые жаловались в ЦК, что Скочилов пьет. Васильев себе этого не позволял, это был благородный человек.

В.Давыдов, в 1972-1978 гг.

зам. председателя областного народного контроля: – Интеллект Васильева был непревзойденным. Скочилов был таран. А Васильев – с виду вроде бы спокойный, но фундаментальный.

Сказать по правде, Скочилов Васильева старался подмять. И это было заметно. Но за счет того, что Владимир Петрович был глубоко эрудированным человеком, знающим глубоко и промышленность,и сельское хозяйство, ему удавалось нейтрализовать Скочилова. Сохранять при этом свой статус и человеческое достоинство.

Васильев был для нашей области великий человек. Все, что он делал, он делал в интересах области.

В.Васильева, вдова В.Васильева: – Сестра Женя, которая воспитала Владимира Петровича, на похороны приехать не смогла уже очень болела. Приезжала другая его сестра – Сима, Серафима Петровна. Вышла она из поезда, подошла к автобусной остановке, села в автобус и говорит водителю: «Я приехала к брату на похороны, но не знаю, как до него добраться». Водитель спрашивает: «А кто ваш брат?» «Владимир Петрович Васильев».

Тогда водитель сошел с маршрута и привез ее прямо к нашему дому. Некоторые пассажиры стали возмущаться, а он им говорит: «Не волнуйтесь, я всех развезу».

Записал Геннадий ДЕМОЧКИН.

От редакции. Журналист и краевед Геннадий Демочкин заканчивает работу над книгой о В.Васильеве. Ко всем, кто хотел бы повспоминать об этом замечательном человеке, журналист обращается с предложением о сотрудничестве.

Контактные телефоны: 41-34-41, 95-74-35.