Скудные пенсии и непомерные платежи за квартиру заставляют сегодня стариков избавляться от жилья, на которое они всю жизнь горбатились. Дети не всегда хотят помогать своим престарелым родителям, а зачастую попросту уезжают в другие города в поисках лучшего заработка и с мыслью «все равно квартира – мне». Многие из них и не подозревают, насколько выгодна такая жизненная ситуация для тех, кто готов заполучить жилье пенсионера за треть его стоимости.
В плюсах и минусах пожизненной ренты корреспонденту «СК» помог разобраться исполнительный директор, руководитель ульяновского филиала ООО «Поволжский региональный центр ренты» Дмитрий Желонкин.
Самарская фирма, которую он представляет, выполняет посредническую работу, помогая сторонам заключить соответствующий договор.
«Ипотека наоборот»
По сути пожизненная рента – это продажа квартиры при жизни, причем за какую цену она достанется покупателю – неизвестно. Такие сделки узаконены Гражданским кодексом РФ. , После всех необходимых процедур (визит к нотариусу для заключения договора, регистрация его в Федеральной регистрационной службе) права собственности на квартиру переходят к рентоплательщику. Однако он не может продать жилье (только переуступить право ренты), обменять или вселиться в него.
В течение жизни рентополучателя (как правило, одинокого пенсионера), бывшего хозяина квартиры, новый ее владелец может лишь отдавать суммы, предусмотренные соглашением (в Ульяновске – от одной до четырех тысяч рублей в месяц в зависимости от возраста рентополучателя), оплачивать коммунальные услуги как владелец жилья, в отдельных случаях – выдать единовременную сумму (не превышает 20 процентов реальной стоимости жилья). Такую сделку еще называют «ипотекой наоборот», с той лишь разницей, что при взятии ипотечного кредита покупатель жилья переплачивает, а в случае покупки рентного жилья – наоборот, квартира может достаться даже за треть ее стоимости или, если старик-рентополучатель не требует единовременной выплаты, вовсе за символическую плату.
Отомстить сыну
Правда, очевидная выгода «компенсируется» немалыми рисками. Причем рискуют обе стороны.
По словам Дмитрия Желонкина, главный страх одиноких пенсионеров состоит в том, что их после заключения договора ренты убьют. «Действительно, – говорит он, – несколько лет назад бывали случаи расправы над пенсионерами, до сих пор на слуху «черные брокеры» и «черные риэлторы». Но сейчас, к счастью, рынок приобретает более цивилизованные формы, к тому же первый, кто вызовет подозрение в случае несчастья, – именно плательщик ренты».
Пожилой человек рискует тем, что после заключения договора теряет право распоряжаться жильем: он не сможет его продать, обменять или подарить. При этом договор ренты, являясь прижизненным соглашением, не имеет обратной силы (обратный ход будет дан лишь в том случае, если будет доказана недееспособность рентополучателя на момент совершения сделки).
– Как видите, – продолжает Желонкин, – соглашение имеет серьезные последствия. Поэтому для нас важно узнать, чем руководствуется пожилой человек, идя на подписание договора ренты. Однажды к нам пришел дедушка в возбужденном состоянии с просьбой подписать договор здесь и сейчас. Позже выяснилось, что он поругался со своим сыном и подобным образом решил тому отомстить. Кстати, во всех случаях подписания договора ренты пожилыми людьми мы выходим на их родственников. Могу сказать, что в 85 процентах случаев родные, оценив последствия, начинают ухаживать за стариками.
Похороны отдельным пунктом
Вообще пожизненная рента – это лишь один из способов пенсионера улучшить свое материальное положение. Обмен, завещание, дарение – по словам руководителя филиала ООО «Поволжский региональный центр ренты», все они проигрывают пожизненной ренте по нескольким позициям. «Людям, особенно пожилым, не хочется покидать своего жилья, – говорит Дмитрий Желонкин. – Одна из наших клиенток, страдающая заболеванием глаз, сказала, что даже если ослепнет, самостоятельно сможет добраться от своего дома до магазина и аптеки. Другая примета времени: пожилые люди, подписывая договор дарения, становятся бомжами – новоиспеченные собственники жилья выбрасывают стариков на улицу. Еще один серьезный страх престарелых – не быть прилично похороненными. В современных договорах достойные похороны и поминки оговорены отдельным пунктом».
Рентоплателыцнк – человек не бедный
Рентное жилье не дает спокойно спать и рентоплательщику. Никто не застрахован от появления неожиданных родственников пенсионера и их угроз, все расходы, в том числе и в случаях потери ликвидности жилья (пожар, потоп), затопления соседей, должен нести собственник. Новый владелец жилья должен также соизмерять свои финансовые возМОЖНОСТИ – трехмесячной задержки платежей достаточно для расторжения договора ренты в судебном порядке.
Впрочем, ульяновский рентоплательщик, как рассказал Дмитрий Желонкин, – это, как правило, человек не бедный, без проблем с жильем, делающий долгосрочные инвестиции.
В целом как таковой рынок рентного жилья в Ульяновске, по словам специалистов, отсутствует. Главным образом из-за слабой информированности пожилых людей. Если в Самаре 000 «Поволжский региональный центр ренты», являясь одной из специализированных фирм, имеет в своей базе около двух сотен клиентов, то в Ульяновске, будучи единственным в своем роде, – и того меньше. Однако все идет к тому, что дело получит развитие. Уже, как признался Желонкин, и в Самаре, и здесь образуются очереди из желающих приобрести квартиру с пенсионером в придачу.
Готовя этот материал, я решил узнать мнение самих пенсионеров о пожизненной ренте. Председатель ульяновского Совета ветеранов Александр Марьев был несколько удивлен вопросом, однако признал возможность заключения таких сделок «нужным положением», но «без обмана». В ближайшее время ветеранами этот вопрос будет вынесен на обсуждение. И все-таки грустно оттого, что пенсионеры, дабы обеспечить себе сколько-нибудь сносную жизнь, вынуждены избавляться от своего жилья. Любыми способами.