Город жив, пока в нем происходят события и звучат имена. Люди и события определяют эпоху. Говорят же: «Это было до перестройки» или, например, «Это было уже после Колбина». Мир (в толстовском понимании этого слова) созерцает эпоху, живет в ней. Поэтому название состоявшегося в Ульяновске музыкального фестиваля «Мир – Эпоха – Имена», хоть и несколько претенциозное, в общем верно передает цель этого большого события: показать миру, что на культурной карте России, определяющей нашу эпоху, все еще есть такой город, как Ульяновск, который может привлечь крупные имена исполнителей.
И привлек. В частности, имена скрипача Виктора Третьякова и виолончелиста Марка Дробинского для знатоков и любителей музыки многое значат даже без длинного перечня их титулов. Но вместе с тем имя художественного руководителя Ульяновского государственного оркестра народных инструментов Евгения Федорова – это тоже весомое имя, которое этот человек создал себе за десятилетия подвижнического труда. Далее вступает в действие закон: имя привлекает имя. И вот уже с оркестром Федорова на фестивале выступает народный артист России Вячеслав Семенов (баян), очень интересный композитор, причем для первого исполнения своего двухчастного «Дивертисмента» он выбирает именно Ульяновск. Имя тянется к имени, и поэтому зажигаются новые имена: например, солисты Мария Сахнова (домра) и Иван Крайник (баян) – сложившиеся виртуозные музыканты, которые играют у того же Федорова.
Точно так же я бы посоветовал присмотреться-прислушаться к новому солисту областной филармонии Владимиру Сомарёву, который выступил с духовым оркестром «Держава» и покорил публику известной песней Шарля Азнавура «Вечная любовь» и арией Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка» Кальмана. При таком профессиональном вокале и прочувствованном исполнении он бы уже сейчас составил конкуренцию любому из тех, кого мы каждый день видим «в телевизоре».
Конечно, в столицах крупных имен больше. Но после того, как я побывал на концерте камерного оркестра «Провинция» из Набережных Челнов, я буду по возможности следить за этим оригинальным коллективом. Кто слышал этих музыкантов, думаю, не забудет в их эмоциональнейшем исполнении «Времена года» Астора Пьяццолы. Да и «Времена года» Вивальди, переигранные поколениями музыкантов, в интерпретации художественного руководителя коллектива Игоря Лермана прозвучали как-то по-новому, свежо и нешаблонно. Люди такие вещи сразу чувствуют: перед концертом был продан всего один компакт-диск «Провинции», а во время перерыва и после концерта – все остальные. Когда люди платят свои деньги, их труднее обмануть. А оркестр «Провинция» – это была музыка без обмана.
Музыкальный фестиваль в апреле проходит в Ульяновске уже десятки лет. В советские времена он именовался «Ленинским» и собирал лучшиемузыкальные коллективы и сольных исполнителей. В 90-е годы фестиваль отказался от идеологического шаблона, но потерял представительный статус – скорее всего, по финансовым причинам. В этом году организаторы (областная филармония, департамент культуры) решили возродить советскую традицию и окунуть Ульяновск в атмосферу музыкального празднества.
Фестиваль, что называется, прозвучал.
Организаторы составили программу таким образом, чтобы угодить самым разным вкусам.
Ульяновцы могли услышать и выдающихся солистов с Ульяновским симфоническим оркестром, и известный хоровой коллектив (знаменитая капелла имени Юрлова), и солистовисполнителей с камерными концертами, и народную музыку, и духовую (государственный оркестр «Держава»).
Наряду с естественными организационными сложностями приходилось преодолевать и неестественные. Главная из них – федеральный закон, который требует проводить закупки для государственных нужд на конкурсной основе. Правильный закон, призванный экономить бюджетные средства при закупке, например, школьных парт или продуктов для больниц, ведет себя абсурдно, когда речь идет о гастролях исполнителей. Чтобы пригласить известного солиста, филармонии приходится так составлять заявку на «конкурс», чтобы его заведомо выиграл музыкант, которого хотят видеть на фестивале. Это лишние нервы и бумажная волокита.
И все же вложение бюджетных денег в культурные события и выдающиеся имена – это, пожалуй, самая умная инвестиция. Об этом можно судить и по тому, что залы Мемцентра и филармонии во время фестиваля не пустовали. Наша публика меня порой просто восхищает. Две трети зала филармонии собрал концерт, в котором прозвучали две сюиты Баха для виолончели-соло (!) в исполнении Александра Князева. Это полтора часа сложной музыки только в первом отделении, а было еще и второе, из органных произведений. Почти целиком заполнялся зал Мемцентра во время выступлений Ульяновского симфонического оркестра, так что главный дирижер оркестра Сергей Ферулёв и весь оркестр могут гордиться своей работой.
Во время одного из концертов подумалось: российская элита – это не чиновники в Белом доме, не депутаты в Думе, не бизнесмены на яхтах и не ксюши на мажорных телевизионных тусовках. Элита – это люди, которые пришли послушать Вторую симфонию Рахманинова в блестящем исполнении УГАСО. Потому что Россия встает с колен не тогда, когда на мировом рынке дорожает нефть. И не тогда, когда партия власти набирает на выборах в южной республике 98 процентов голосов. В моем сердце Россия встает с колен в те минуты, когда звучит Рахманинов, этот самый, наверное, русский из всех русских композиторов. Только в такие минуты я лично испытываю то, что можно назвать национальной гордостью, потому как в остальное время чем гордиться – баррелем Богом подаренной нефти? «Домом-2»?
Вымирающей деревней? Теряющими исторический облик городами? Или бесполезно реющей надо всем этим вертикалью власти?
По-видимому, рассуждения об именах неизбежно приводят к мыслям об эпохе… Так что музыкантам и организаторам фестиваля – спасибо.