За последние 12 – 15 лет из Сулюктана, маленького городка в Киргизии,в Ульяновскую область перебралось на жительство почти двести семей. Три семьи: Утешевы, Кузнецовы, Джапархановы (большой родовой клан, в котором смешалась кровь русских и татар) обосновались в селе Никулино Николаевского района. Их дальняя родня Мякашины – в поселке имени Ленина Барышского района. Тяжело пережив вынужденную эмиграцию, люди не пропали, обзавелись домами и работой. Заботы о быте и хлебе насущном залечили душевные раны переселенцев.

Долгое возвращение

В начале этой истории главе семейного клана Нафисе Утешевой исполнилось 87 лет. Бодрая и энергичная бабушка на новом месте сломала ногу. Взрослые дочери, Халида и Равиля, заботливо ухаживали за матерью. Той стоило бровью повести и обе вставали у кровати навытяжку. Многочисленные внуки не забывали: “Абика (бабушка) очень строгая”. Дожившая до глубокой старости, Нафися была довольна переменами в жизни. Незадолго до своей кончины, она вернулась туда, где родилась,где прошло ее детство. Жалела, что большая часть жизни прошла не в родном селе Николаевского района, а в маленьком киргизском Сулюктане, название которого выговоришь не сразу.

Нафися-апа была молодой, когда в СССР появилась мода – ездить на большие стройки. В Сулюктане обнаружили большие залежи природного угля и городок стал пристанищем для многих семей из России. Молодым семьям шахтеров быстро давали квартиры. Нафися вышла замуж, родила троих детей. Потом появились внуки. Уже под старость счастливая женщина стала часто вспоминать родные места. Кто мог подумать, что хитроумные политики «пойдут» ей навстречу и вернут в Россию. Но взамен опрокинут благополучную жизнь детей и внуков, родиной которых стала Киргизия.

“Убирайтесь в Россию!”

Именно в Киргизии дети Нафиси нашли свое счастье. Закончив два вуза, Равиля вышла замуж за русского парня – Анатолия Кузнецова. Работала начальником гидрометеорологической службы в городе Ош. В семье росли сыновья – Семен и Александр. Кузнецовы жили благополучно и весело. В доме бывало много друзей, все любили петь под гитару.

В начале 90-х налаженная жизнь заходила ходуном. Первыми «демократию» по киргизски ощутили на себе дети. Семен возвращался из детского сада с синяками. Те, кто говорил по-русски, до крови дрались с ровесниками-киргизами. Войну малышни подогревали их родители. Не стесняясь, они заявляли вчерашним друзьям: “Убирайтесь в Россию!”

Кузнецовы долго не хотели уезжать. Но Семена взрослые дяди останавливали на улице: “Русский, давай деньги!”, снимали куртку, срывали шапочку. Однажды вечером машину Анатолия обстреляли. Одна из пуль задела шею. После этого семья погрузила имущество в две машины и добралась до Ульяновской области, где их приютила родня. Через месяц семья купила в селе Никулино маленький домишко. В тесной комнате хватало только места для сна на полу… Через некоторое время Кузнецовы построили свой дом.

Зарплата – углем

Младшей дочери Халиды Джапархановой — Гале – Сулюктан снится до сих пор. Там она родилась, закончила школу. Закрывая глаза перед сном, она до сих пор видит, будто наяву, маленький зеленый городок, который уютно примостился в высоких горах. В нем все улицы, как один цветущий сад: растут алыча, черешня, персики, виноград. К празднику 23 февраля старшеклассницы собирали в горах для своих одноклассников подснежники. Рядом шумела речка Бурка, в ней водилась редкая рыба «маринка», которая легко плыла в мощном потоке, стекающем с ледников на вершинах гор.

С приходом «нового времени» мать Гали, работавшая на шахте, получала зарплату углем. Потом в городке появились ваххабиты,увешанные оружием. Правительство Киргизии объявило в Ошской области чрезвычайное положение, ввело войска. Джапархановы решили попрощаться с родиной. Друзья, провожая их, плакали навзрыд. Семья приехала в Никулино. Из маленького убогого строения, купленного у местной старушки, с помощью семьи Кузнецовых, построили приличный дом. Теперь два дома, обнесенные высокой оградой, так и стоят в одном дворе. Появились большие огороды и самое многочисленное поголовье в селе скота и птицы. Изнурительный крестьянский труд, которого горожане не знали до сих пор, помог им выжить. Потом возникло ЧП “Кузнецов”. Слезы женщин, наконец, высохли. Окрепла надежда.

Ботанический сад

Лучшей подруге Нафиси Утешевой – Сание (она родилась в Старом Тимошкино Барышского района) сейчас за 70 лет. Дальние родственницы подружились в юности и не расставались. Лишь на некоторое время их развели обстоятельства. А потом снова свели их в Сулюктане.

Сания работала бухгалтером на шахте, муж Иван души в ней не чаял. Сын Рашид вырос хорошим человеком, женился на красивой и умной девушке Альфие. Вскоре у молодой пары появились дети: Альмира и Наиль. Рашид построил большой дом, к которому примыкал огромный сад – этакое ботаническое чудо на склоне горы. На пяти каменных ступенях с насыпным грунтом вольготно раскинулся малинник,сверху шатром его покрывали развесистые яблони, груши и черешня. Самая большая красота – 40 кустов роз – располагалась внизу. Любоваться на эту поляну приходили соседи и знакомые. Огромные букеты в вазах украшали дом. Целые охапки цветов приносила в школу Альмира. Теперь ей 23 года. Брошенный сад кажется ей земным раем…

Семья Мякашиных тронулась в путь, когда Сулюктан в одночасье покинули 10 тысяч русскоговорящих граждан. Городок опустел наполовину и стал чужим. В России Мякашиным долго не везло: вначале они поселились в Саратовской области, оттуда перебрались в Жадовку, потом в поселок имени Ленина Барашского района. Окончательно осели, когда купили дом с голландкой, огородом и телкой. Альфия, инженер-технолог, устроилась на фабрику рядовой швеей.

Не бояться трудностей

Молодое поколение переселенцев не захотели жить в селах. Уехали в Ульяновск. Каждый из них хорошо понимал, что рассчитывать на помощь чужих людей не стоит. Надеяться надо на себя, опираясь на трудолюбие и терпение.

Семен Кузнецов понял это, когда пришел в школу: “Ты чужой”, – определила местная ребятня и стала задирать новичка. Первая неделя прошла в драках, но Семен вышел победителем. Закончив школу, он поступил в Николаевский сельскохозяйственный лицей. Но расставаться с домом не хотел и целых два года вставал в пять утра, на попутках добирался в райцентр. Закончив лицей с отличием, поступил на инженерный факультет Ульяновской сельхозакадемии. По его стопам пошел и младший брат Саша. Сейчас Семен уже закончил вуз, женился, ушел служить в армию. Туда и пришла два месяца назад радостная весть, что у него родилась дочка. Альмира Мякашина тоже закончила университет и получила диплом экономиста. Галя Джапарханова заочно закончила Ошский университет, вышла замуж и в начале апреля этого года у нее родился сын.

Судьба благосклонна к тем, кто не боится трудностей, кто не унывает в тяжелых обстоятельствах. Новая родина приняла переселенцев, но обживать ее пришлось трудно. И очень часто молодым снятся высокие горы, непокорная Бурка с прозрачной ледяной водой, экзотические деревья в цвету – незабываемые картины счастливого детства. Юность могла быть такой же счастливой, если бы национализм не разделил ее на прошлое и настоящее.