Каждый раз, когда мне на глаза попадается мусор на остановках, возле гаражей и садоводческих обществ, в парковых зонах и на обочинах дороги, около домов и даже в лифтовых кабинах, то моя мысль переносится на несколько лет назад…

…Как-то в начале 80-х в деревне Булгаковка Николаевского района я пошел за грибами в лесок. И оказавшись на поляне, где совсем не­давно останавливались два цыганских табора, не обнаружил даже приз­наков какого-либо мусора, кроме углей от потухшего костра, конского помета, да ма­ленькой кучки картофельных очисток на берегу ручейка. Не нашел я мусора и в зарослях кустарника около стоянки таборов.

Почему, в отличии от современных «туристов», праздношатающихся обывате­лей и циничных рыночников, «дикое племя», каковым почему-то считают цыган, не оставляют после себя бытовой мусор? Потому что нынешняя социально-экономичес­кая система «цивилизованного» общества, в отличие от дикой природы, «не может жить» без мусора. Великий Нильс Бор по этому поводу предрекал что «че­ловечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов» .

С приходом в нашу жизнь безудержных «рыночных отношений» мы стали больше сорить. Кто мусорит? В основном это нагловато-циничные обыватели, продвинутые бизнесмены и предприниматели, приезжие коммерсанты и, как не странно, скороспело-инкубаторная «интеллигенция» без наследственных задатков («из грязи в князи»).

Все труднее становится справляться с катастрофическим ростом объ­емов мусора. Любые действия, направленные на исправления создающегося положения, не дают желаемых результатов. Почему? Да потому, что во всех этих мероприятиях за основу принимается только сам мусор, а вот источник и среда, в которой он обра­зуется, не принимается во внимание. Что же следует сделать, чтобы решить проблему?

Во-первых, на мой взгляд, следует начать с ор­ганизации раздельного сбора мусора. Причем, сортировку надлежит осуществлять не тогда, когда его привезут на свалку, а до его образования как такового. Дело в том, что по данным Росстроя в каждой тонне быто­вого мусора находится почти половина пищевых отходов, 0,2 т бумажных отходов, по 100 кг металла, стекла, пластика и древесных отходов и только всего 40 кг «настоящего» мусора. То есть современный мусор – кладезь цен­нейшего сырья. Будет же он таковым, когда его сбор будет осуществляться не скопом, а раздельно. Последнее будет дешевле, проще, экономически выгодно, экологически и санитарно-эпидемиологически надежно и безопасно, так как не нужно будет «копать­ся» в мусорном зловонье на свалке, разбирая мусор на составляющие. При этом утилизация «настоящего» мусора не будет составлять проблему, так как его будет мало, а пищевые отходы, металл, стекло, пластик и т.п. после переработки пойдут в дело.

Необходимо возродить раздельный сбор пищевых отходов. Каждый горожанин уже на кух­не должен, не смешивая пищевые отходы с остальной массой отходов, обеспечить их доставку до передвижного сборного пункта, регулярность работы которого должны обеспечить властные структуры. Конечно, у продвинутого обывателя это вызовет массу недовольств, но зато мы избавимся от придомовых и уличных свалок, как, например, напротив домов №№6 и 16 по ул. К.Либкнехта, крыс, мышей, тараканов, мух, зловонья и заразы. В таком же порядке следует внедрять и раздельный сбор металлома, макула­туры, пластика, древесных изделий, стекла и бутылок, тряпья. Периодичность и время «посещения» передвижных сборных пунктов должны заранее оповещены, а места остановок максимально приближены к жи­лым домам.

Раздельный сбор мусора – не выдумка автора. Эту нехитрую науку в Швеции, Германии, Дании и других странах всасывают с молоком матери уже несколько поколений.

Во-вторых, решение мусорной проблемы невозможно без упорядочения с тарой. Американцы подсчитали, что «на упаковку пищевых продуктов расходуется средств больше, чем фермеры затрачивают на производство самих продуктов». Тара стала основным загрязнителем окружающей среды. Особенно это стало катастрофичным, когда для нее стали использоваться пластик. Все сорта пластика, разлагаясь выделяют ядовитые, токсичные и канцерогенные вещества. Различие между пищевыми и не пищевыми заключается только в том, что первые разлагаются медленнее. Сжига­ние пластика сопровождается выделением крайне ядовитых веществ. Из-за пластика современный мусор полностью выпадает из замкнутой эколо­гической системы, успешно существовавшей на нашей планете миллионы лет. Нару­шение экологического равновесия – генетическая опасность, что приведет к смертель­ной опасности и нас, и наших потомков.

Уже сейчас необходимо запретить, как это сделали в странах Скандинавии, продажу молока и молочных продуктов, пива, растительного масла, вод, соков в любой пластиковой посуде. И вообще прекратить производство одноразовой посуды и продукции из любого пластика. Любая тара должна быть экологически безопасна – из бумаги, дерева, металла, стекла, керамики, тканей.

В-третьих, следует начинать с повышения культуры и нравственности населения, для чего надо навалиться всей мощью СМИ на разрешение мусорной проблемы. Включить эту тему в программы всех форм образования, подготовки и переподготовки специалистов всех уровней. СМИ должны сделать всех тех, кто сорит и мусорит изгоями общества и потенциаль­ными преступниками.

В-четвертых, тех кто мусорит следует штрафовать, как это делается в Японии, Турции, Китае, Сингапуре (в Турции – до 2 тысяч долларов). В первое время к этому надо привлечь милицию, тем более мусорная проблема стала практически государственной. Все говорит о том, что решить ее возможно только в рамках НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА, но при активном и ведущем участии региональных и муниципальных структур.