Глава области Сергей Морозов инициировал социологический опрос с целью выявить отношение населения к правительству региона. Если итоги этого исследования губернатор положит в основу своей политики, он рискует попасть впросак.

Идея, может, и неплоха. Известила о ней пресс-служ­ба губернатора, сообщив заодно и электронный адрес, где можно найти анкету опроса (ulgov.ru/power/gov/ 481846d4cceb7). Ее предлагается заполнить и отослать обратно. «Приглашаем вас принять участие, – пишет пресс-служба и добавляет: – Опрос анонимный, все от­веты будут использованы только в обобщенном виде пос­ле статистической обработки».

Объективную картину опрос вряд ли выявит. Во-пер­вых, потому, что он не будет репрезентативным. Заведо­мо предполагается, что участие в нем примут более-ме­нее обеспеченные слои, те, кто владеет компьютером и пользуется интернетом. Это не большинство населения и не наиболее нуждающаяся его часть. Между тем люди с разными доходами относятся к чиновникам по-разно­му. Бедные относятся намного критичнее, чем средний класс или богатые. Но бедных-то опрос как раз и исклю­чает из числа потенциальных участников исследования.

Не вполне корректно, на мой взгляд, сформулированы и некоторые вопросы анкеты. Точнее, ответы на них. Первым стоит следующий вопрос: «Скажите, за после­дний год как изменилась жизнь у вас в городе, поселке, селе?». Варианты ответа: «Стало жить полегче»; «Жизнь, в общем, не изменилась»; «Жить стало труднее», «Зат­рудняюсь ответить».

Отвечать на вопрос будут, повторюсь, обладатели ин­тернета, а они, как показывает опыт, – наименее инфор­мированные о том, что происходит за дверьми их дома или квартиры, и если и ответят на этот вопрос, то в луч­шем случае скажут о своей собственной жизни. А она наверняка не ухудшилась – пользование интернетом сто­ит денег, значит, у человека они есть.

Не будут отражать реальное состояние дел и ответы на следующий вопрос (№11): «Доверяете ли вы сообщениям газет, радио, телевидения о деятельности прави­тельства области?». Пользователи компьютерной сети узнают новости в основном из сообщений сайтов, ин­формационных лент, блогов и проч. Газеты же, как и радио с телевидением, у них на втором плане. Соответ­ственно интернету они доверяют больше, а другим СМИ – меньше, что, скорее всего, и отразится в их ответах на этот вопрос анкеты.

На часть других вопросов респонденты не от­ветят вообще либо соврут. Например, на такой:; «Приходилось ли вам в прошедшем (2007) году при решении каких-либо вопросов негласно выплачивать денежное вознаграждение (или оказы­вать услугу) служащим государственных учреждений?». В переводе на понятный язык это озна­чает, что человеку предлагают сознаться в даче кому-либо взятки, то есть в совершении уголов­ного преступления.

Опрос хоть и анонимный, но лю­бой компьютерщик прекрасно пони­мает, что установить, откуда пришло признание в уголовке, не составит тру­да. Тем более что дальше идут вопро­сы об основном роде занятий респон­дента (владелец, руководитель, бух­галтер и т.д.), о сфере, к которой относится его предприятие, о его дохо­де и доходе его семьи. В общем, элек­тронный адрес респондента есть, кем он в своем учреждении трудится -тоже, что это за учреждение – есть, зарплата – пожалуйста. И дает взятки – иди и бери его тепленьким.

Скажут ли, учитывая вышеизложен­ное, участники опроса правду о взятках?

Не факт, и в итоге исследование нари­сует замечательную картину о регионе, в котором коррупция почти на нуле.

Ну и последнее: в анкете есть и серьезные ошибки. Даже грубые. В частности, в вопросе №18 в качестве президента РФ указан «В.Путин», а не «Д.Медведев». Как же так?