Долгое время взывавшая к общественной помощи в наведении порядка милиция общественной безопасности получила нечто подобное чуть больше года назад. 1 апреля 2007 года на территории Ульяновской области вступил в силу закон о добровольных народных дружинах, призванных, как тогда было сказано, бороться с некомплектом участковых и поднимать их морально-психологическое состояние. Живы ли идея и сами ДНД?
Нынешние ДНД имеют мало общего с советскими добровольными дружинами. Добровольно, и тем более бесплатно, выполнять работу милиции сейчас готовы очень немногие. Впрочем, все зависит, как говорят, от сознательности и воли руководителя того или иного предприятия или организации.
В начале лета прошлого года областная власть после принятия соответствующего закона обязала руководство каждого района Ульяновска сформировать максимальное количество народных дружин на базе крупных предприятий и фирм. Начать районным администрациям было предложено с себя. К примеру, отряд из сотрудников администрации Ленинского района вышел на свое первое дежурство 4 июля. Сразу же сдав милиции распивающих спиртное в школьном дворе подростков, дружинники обязались патрулировать свой участок парк имени И.Н.Ульянова и сквер «Колючий садик» каждую среду, с пяти до восьми вечера.
Намного сложнее оказалось сподвигнуть на благое дело руководителей частных организаций отряжать сотрудников на общественные дела, выделять ставку для руководителя, который бы за всем этим следил, или выдавать какие-то дополнительные компенсации добровольцам был готов далеко не каждый. Проще было создать ДНД на базе учебных заведений желающих хорошо сдать сессию всегда предостаточно.
Но есть в этом деле и предприятияэнтузиасты, являющиеся исключением из общей массы. К примеру, в Заволжье примером для подражания выступает патронный завод, а в Ленинском районе лидером «дружинного» движения с самого начала остается ОАО «ИПК Ульяновский Дом печати». Правда, от первоначального графика (пять дежурств в неделю) и здесь недавно отказались – сейчас два-три работника предприятия дежурят с 17.00 до 20.00 по средам и пятницам. На вопрос о том, для чего дополнительная работа нужна самому предприятию, начальник отдела безопасности Александр Трофимов ответил: «Каждый человек – не то, что организации – должен быть причастным к общественной жизни. Своим добровольцам руководство предприятия выплачивает небольшое материальное поощрение, и желающие находятся. Другое дело, что необходимо обеспечить социальными гарантиями дружинников на федеральном уровне».
Социальные гарантии в Законе «О добровольном участии граждан в охране общественного порядка на территории Ульяновской области» обещаны лишь в случае получения травм дружинником или его смерти. В случае, например, получения на дежурстве тяжких телесных повреждений дружинник может рассчитывать на двойной годовой оклад участкового, а в случае, не дай Бог, смерти родственники погибшего получат пятилетнюю зарплату милиционера.
Таким не очень-то заманишь в добровольцы. Поэтому, как признался исполняющий обязанности начальника отделения участковых уполномоченных милиции УВД по Ульяновской области Игорь Корниенко, процесс формирования ДНД у нас идет вяло. Тем не менее в рядах добровольных дружинников, по данным областного УВД, на сегодня числится 2654 ульяновца, формирующих 184 дружины. Впрочем, нарушители правопорядка вряд ли испугаются этих цифр, во многом условных. Разброс велик как по числу таких формирований в конкретных муниципальных образованиях (в Инзе, к примеру, насчитывается до 26 ДНД, а в Димитровграде – всего 10), так и по числу самих дружинников в каждой ДНД. Кроме того, у большинства дружин график дежурств весьма щадящий – по нескольку часов в неделю.
Основная работа дружинников на селе – дежурство на дискотеках, в городе – патрулированиепарков и улиц.
Также участковый может рассчитывать на помощь добровольцев в разносе повесток, обходе неблагополучных семей, ранее судимых, в проверке владельцев ружей, а также рассмотрении жалоб и обращений граждан.
Правда, во всех случаях действовать дружинник обязан только в сопровождении сотрудника милиции.
Противникам возвращения к практике ДНД последнее условие позволяет говорить об их малоэффективности. То обстоятельство, что в команде с дружинниками должен быть сотрудник милиции, порождает вопрос: не может ли сам милиционер, без всяких дружинников, зафиксировать или пресечь правонарушение?
С этим не согласен Александр Трофимов: «Я сам бывший милиционер и могу сказать с уверенностью, что, когда к нарушителю подходит не один постовой в форме, а в сопровождении дружинников, – эффект совсем другой. В таком случае человек, если он не отъявленный бандит, более охотно проявляет сознательность».
На вопрос, являются ли нынешние ДНД добровольными в полном смысле этого слова, однозначного ответа дать невозможно. С одной стороны, ушли в прошлое советские времена, когда приглашенному в райком КПСС руководителю говорилось о необходимости создать дружину и она создавалась. Сейчас предприятиям, ставшим частными, районные власти не указ. Для кого ДНД нельзя назвать добровольными, так это для самих дружинников. Коль скоро все зависит от руководителя и его желаний, подчиненным подчас не дается право выбирать – идти после рабочего дня домой или же шествовать по улицам города с красной повязкой на руке.
Исправить положение, то есть сделать дружины по-настоящему добровольными, считают большинство собеседников, способны дополнительные социальные гарантии, которые были бы прописаны в законе.
О предоставлении добровольцам дополнительных дней к отпуску, существовавшем в советское время, сейчас никто не вспоминает, денежное поощрение среди сегодняшних дружинников получают единицы. Добиться не удается даже самых малых льгот. Как рассказала главный специалист отдела правопорядка администрации Ленинского района Ульяновска Татьяна Караваева, долгое время район выступает с инициативой предоставить право членам ДНД хотя бы во время дежурства бесплатно пользоваться общественным транспортом – бесполезно.
Между тем, так и не дождавшись решительных действий властей, молодежь предпринимает попытки самостоятельно навести порядок на улицах города. 1 мая впервые было организовано совместное дежурство сотрудников милиции общественной безопасности и членов молодежного движения «Наши». По словам руководителя его регионального отделения Ильи Гурова, проект под названием «Добровольные молодежные дружины», направленный на профилактические мероприятия в общественных местах, способен убить сразу двух зайцев: способствовать охране общественного порядка и вместе с тем организовывать досуг молодежи.
Подобные проекты, как рассказал лидер «Наших», действуют в Туле, Владимире, Томске, где молодым членам дружин предоставляется право бесплатно посещать спортивные залы и бассейны. Ульяновский в надежде на получение финансирования не так давно был направлен на областной конкурс молодежных проектов.
Кстати На позапрошлой неделе стало известно об инициативе МВД придать добровольным дружинам официальный статус. Законопроект «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», направленный в Госдуму, предусматривает предоставление права дружинникам, патрулирующим сегодня улицы в составе милицейских нарядов, проверять документы, задерживать правонарушителей, а также спасать людей во время бедствий, аварий и техногенных катастроф.
Дружинники, в случае принятия закона, получат удостоверения и форму. Помимо снаряжения, члены ДНД будут наделены правом проверять документы, участвовать в досмотрах личных вещей и автомобилей, задерживать правонарушителей и пресекать преступления.
Однако все это с существенной оговоркой – выполнение всех действий возможно только в присутствии милиционера. Это означает, что, если, к примеру, дружинник потребует у вас документы – вы можете ему отказать, но в случае, если он предложит вам подойти к сотруднику милиции или проследовать в отделение, отказ будет расцениваться как неподчинение представителю власти.