Издавна народ отмечает «намоленные», святые места и «проклятые» – где все живое чувствует себя неуютно. Считается, что место хранит память о событиях, которые происходили много веков назад. И, спустя столетия, отголоски прошлого могут тревожить ныне живущих…

Некоторые наши земляки считают, что Новоульяновск – как раз одно из таких «проклятых» мест…

БОЕВОЙ АТАМАН

Новоульяновск, город-спутник областного центра – один из самых молодых населённых пунктов в нашем крае. Он^образовался всего-то в 1978 году, когда в единое целое слились возникший в 1957 году посёлок Ульяновского цементного завода и село Кременки.

В те времена Новоульяновск называли «маленьким Берлином» – за неспокойный нрав местных обитателей. По обычаю тех времен, на стройку завода съехались молодые люди со всех концов страны, да так и осели. Страсти бурлили, не было и дня, чтобы на танцплощадке не завязалось потасовки, порой доходящей до поножовщины…

Буйный норов отличал обитателей здешних мест всегда. По преданиям, ещё в XVI столетии здешняя округа была вотчиной легендарного разбойничьего предводителя Кудеяра Тишенкова, героя народных песен и сказаний «Кудеяра-атамана». Как-гласит легенда, атаман был единокровным братом самого Ивана Грозного. Но отпрыск царского рода не встал под знамена брата и попортил тому немало крови, когда Грозный захотел покорить вольное Поволжье. Кудеяру было за что мстить родственнику: мать Кудеяра, Соломония Сабурова, была первой женой Великого Князя Василия III. Невесту выбирали аж среди полутора тысяч кандидатур, но выбор оказался не совсем удачным – у пары два десятка лет не получалось завести наследника престола. Тогда Великий Князь решил сдать бесплодную Соломонию в монастырь, а сам женился на молоденькой, Елене Глинской, которая и подарила Руси самого жестокого царя за всю историю…

Но в тихой обители Соломония неожиданно родила сына Георгия.

Считалось, что мальчик умер в младенчестве. Но когда в 1930-е годы советские археологи вскрыли место погребения младенца, то вместо скелета обнаружили небольшой полусгнивший деревянный чурбан! Говорили, что Соломония, опасаясь за судьбу сына, сумела вывезти его к дальним родственникам, в Казанское царство… Став взрослым, Георгий-Кудеяр безуспешно пытался оспорить у брата отцовский престол, но, разбитый, ушел в леса. В десятке верст к югу от Тушны (поселок и ныне существует в Сенгилеевском районе Ульяновской области), в местности, называемой Тюбяк, разбойники имели укрепленный лагерь, откуда то и дело беспокоили крестьян набегами. Место это в XIX столетии носило название «Кудеяров городок».

АНОМАЛЬНАЯ ЗОНД

В XVII веке, почти одновременно с началом строительства Симбирской крепости, на месте нынешнего Новоульяновска появилось село Кременки. Оно охраняло подступы к Симбирску со стороны «дикого поля». Но разбойничий дух, видимо, прочно сидел в здешних обитателях. В отличие от симбирян, стойко державших оборону и от Стеньки Разина, и от Емельяна Пугачева, жители Кременок с радостью присоединялись к восстаниям.

Как говорят, здешние места, которые оказываются гибельными для многих людей, до сих пор благоволят авантюристам и искателям приключений. Так, трассу от поворота на Новоульяновск до железнодорожного переезда в народе называют «дорогой смерти». Часто на ровном месте здесь случаются аварии, в которых гибнут люди. Местные жители утверждают, что все дело в старом кладбище, по которому в свое время проложили дорогу, и духи умерших мстят за потревоженный покой. Но вот что интересно: романтиков дорог – мотоциклистов они как будто «уважают». На двух колесах опасный участок проезжают без сучка и задоринки…

А вот простым жителям от соседства с древним кладбищем несладко, ведь в аномальную зону впору записывать весь город… – Я считаю, что это место плохое, – говорит житель города Геннадий Васильевич, – у нас здесь постоянные драки, люди – словно волки… Да и гибнут часто. Вы сами гляньте: городок-то у нас небольшой, а каждый день чуть ли не по три покойника, вот и думайте… Ладно бы мы, пенсионеры, помирали, а ведь в основном молодежь у нас за изгородь кладбища переезжает…

Посетив новоульяновское кладбище, мы ужаснулись. На первый взгляд, оно мало чем отличается от других погостов, но, вчитавшись в надписи, мы поняли, что имел в виду мужчина. В первом же попавшемся ряду среди 40 захоронений мы насчитали 17 могил людей, умерших, не дожив и до 25 лет! Согласитесь, такое редко где встречается. На могильных плитах других кладбищ чаще всего можно увидеть лица пенсионеров, а здесь куда ни глянь – молодежь… За большое количество ранних смертей город считают аномальной зоной. С одной стороны, это можно списать на неблагополучную экологию (из-за цементного производства), но многие уверены, что дело в «дурной» энергетике, которую это место копило несколько столетий.

ТЮРЕМНОЕ ПРОКЛЯТЬЕ?

От сумы и от тюрьмы на Руси не зарекались во все времена. Сегодня в Новоульяновской колонии строгого режима сидят те, кто совершил особо тяжкие преступления. Но не все знают, что тюрьма здесь была основана в стародавние времена. Ненависть, злоба и отчаяние из века в век накапливались в одном месте, создавая мощный по своей силе энергетический заряд.

Давным-давно это был этапный острог. Тогда заключенных не перевозили, а, заковав в кандалы, перегоняли пешим ходом. В этапных тюрьмах, как правило, им давали отдохнуть или просто умереть спокойно, и большинство из них гибло от холеры, получившей в народе название «арестантская чума» или «болезнь грязных рук», ведь арестанты мало того, что получали некачественное питание, так еще и не имели возможности соблюдать нехитрые правила личной гигиены. Вероятно, именно тогда на месте нынешнего Новоульяновска появилось «холерное» кладбище. Старинный погост, где хоронили умерших от этой заразы, сохранился до сих пор. По нашим краям прошло четыре больших эпидемии холеры – в 1831, 1866, 1871 и 1892 годах. Причем, люди, умиравшие от холеры, часто уходили в мир иной без покаяния. Конечно, в документах у всех есть соответствующие отметки, так как в былые времена без них просто не хоронили на кладбище, но нередко священники, не желая посещать больного из страха подцепить заразу, просто делали соответствующие записи в церковно-приходских книгах. А кладбища, где хоронили «пришлых» и неотпетых людей, издавна считались темным местом, от которого живым надо держаться подальше…

ОСКВЕРНЕННАЯ СВЯТЫНЯ

Сегодня Новоульяновск – город без креста, там нет ни одного действующего храма. В архивных записях можно найти много упоминаний о сельской Троицкой церкви, располагавшейся некогда в Кременках. Именно там хранилась чудотворная икона Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, которую наши, предки считали «бабьей святой», помощницей в женских трудах и горестях. Но была у этой мирной барышни и вполне воинственная функция: в бурные времена кочевых и разбойничьих набегов святая почиталась за главную защитницу и заступницу мирных жителей от залётных супостатов.

Как гласит предание, икона появилась в храме чудесным образом. Караульщики, сторожившие с горы разбойничьи набеги, стали замечать странное. Ватаги разбойников вдруг неожиданно останавливались в нескольких верстах от села и в замешательстве поворачивали обратно. Так повторялось раз, другой, пятый – и всегда на одном и том же месте, где из-под корня старой березы бил ключ с «чистой и замечательно приятной на вкус водой». Любопытные жители отправились осмотреть загадочное место и у березового корня обрели упомянутую икону мученицы Параскевы.

С этой иконой связано еще одно удивительное событие, произошедшее однажды в поселении. Во время очередного набега кочевники, уже подходя к селу, словно натолкнулись на невидимую стену, которую так и не смогли преодолеть, и вынуждены были повернуть восвояси ни с чем. Наши предки были уверены, что именно Параскева Пятница спасла родное село от набега.

Точное место, где стояла раньше церковь, не известно историкам, но старожилы Новоульяновска поговаривают, что храм располагался на земле, где ныне стоит цементный завод. Многие считают именно это причиной стольких бед в городе – святое место осквернили, и противопоставить всему дурному и нечистому теперь нечего.

Сейчас в Новоульяновске идет полным ходом строительство православного храма и мечети. Когда над городом вновь засияют купола и встанут минареты – возможно, развеется «проклятый туман». Если он, конечно, есть.

– Вы знаете, может, и поговаривают о каком-то проклятье, – говорит местная жительница Валентина Александровна, – но лично я ни во что такое не верю – ни в проклятья, ни в месть покойников. Жить надо правильно и радоваться жизни, стараться подстроить ее под себя – и все хорошо будет. Ведь это проще всего – сваливать все на всякую чертовщину, но это неправильно. Причины бед надо искать в себе.

Патогенные, то есть вредные для человека зоны действительно существуют. По крайней мере, так считают ученые-биоэнергетики. Такие зоны разделяются на геопатогенные (природного происхождения), техногенные (технического) и психопатогенные (человеческого происхождения). Как считают ученые, патогенные излучения могут вызывать психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, другие заболевания.

Ученые утверждают, что любое место обладает памятью, и в зависимости от того, какие события здесь происходили, создается особое энергетическое поле – плохое или хорошее.

Обычно к неблагополучным по энергетике местам относят кладбища, тюрьмы, могильники. Здесь человек как бы «отдает» свою энергию, ничего не получая взамен. В итоге силы организма истощаются.

Еще одна особенность: именно в этих местах чаще всего происходят необычные вещи – видения, миражи, искривление времени и пространства, чрезвычайные происшествия.