«Не подцветишь – не продашь!» – так учили мальчиков на побегушках взрослые парни-приказчики в XIX веке в Симбирске.

Что поделаешь, если слово «торговля» даже сейчас вызывает четкие ассоциации со словами «недосдача» и «обвес»?

Истории старинных обвесов и обмеров, а также наиболее популярным способам обмана, актуальным для посетителей современных магазинов и рынков, и посвящена эта статья.

С того самого времени, как появились меры длины и веса, с того же самого момента торговцы их стали «модернизировать» в свою пользу. Конечно, не все, а только самые «хитрые». Способ «модернизировать» меру длины только один – слегка ее укоротить, но это легко выявляется сравнением с эталоном.

Поэтому для продаж ткани использовались другие приемы, сравнимые с мастерством фокусника-иллюзиониста. «На аршин когда меряет, то спускает на вершок; за то его отец любит, как сам себя», – так описывал «мастерство» купеческого сына Алексея Карповича А.Н.Радищев в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву». Также продавец мог посильнее натянуть ткань во время обмера.

Но чаще всего при продаже ткани использовались приемы, называвшиеся «сделать радугу» и «дать ассортимент». Сущность этих приемов заключалась в пересортице товара: сверху лежал высший сорт, а к нему добавлялся низкий, более дешевый. Применялись эти приемы и при других продажах.

Символом обвеса стал облегченный торговцами «разновес» – как старинный фунтовый, так и вполне современный килограммовый.

И даже в дореволюционной России было запрещено использовать в торговых измерениях безмены и пружинные весы – уж больно часто они «ошибались» не в пользу покупателя.

Свои специфические формы обсчета покупателя были выработаны продавцами и приказчиками в бакалейных лавках, где применялись равноплечие весы. Был у приказчиков такой прием, который назывался «обвес с походом». Суть его состояла в том, что продавец клал на весы гораздо больше товара, чем просил покупатель, и уже на весах избыточный вес – «поход» – отрезался, причем продавец увеличивал вес товара, придерживая его пальцем.

«Обвес на пушку» требовал серьезной психологической подготовки и глубоких лингвистических познаний,и применялся он только опытным продавцом. В данном случае продавец, обвешивая покупателя, должен был отвлекать его разговорами от шкалы весов… Вряд ли стоит говорить, что такой прием относился к «фигурам высшего пилотажа».

При применении «обвеса на путешествие» продавец просил оплатить товар в кассе, а сам тем временем хладнокровно обвешивал покупателя.

Высокого профессионализма требовал прием «обвес на время», когда обслуживание проходило настолько быстро, что покупатель не замечал количества положенного и завернутого товара.

Недаром даже поговорка такая появилась: «Не купи села, купи приказчика».

Некоторые же торговцы откровенно признавались, что «в торговле без обману никак нельзя… Душа не стерпит, от одного – грош, от другого – два, так и идет издавна».

Все эти приемы, с точки зрения лавочника, удачно защищались постулатом того времени: «Наше дело – продать подороже, ваше – купить подешевле». Впрочем, современному покупателю вряд ли стоит напоминать этот постулат, он и так его хорошо знает.

В современных «бакалейных лавках» активно используются еще два приема, и все они связаны с водой. Стоимость холодной воды изпод крана существенно ниже, чем рыбы или курицы той же массы. Этим и пользуются в магазинах, намораживая лед в птице или обливая филе рыбы миллиметров на пять «для сохранности». Сыр же просто «вымачивают». Однако прибавка к весу!

Еще один инструмент обсчета покупателей активно возродился уже в наше время – навязчивость и внимательность продавцов-консультантов.

Уважительно-доверительный тон «Только для Вас, сударь» в наше время трансформировался в самые разные формы. Но суть его осталась продать тот товар, который уже давно лежит на витрине. Вы можете не обольщаться – эта вежливость только до тех пор, пока вы не заплатили за товар. Приведу пример.

Я долго искал цифровой фотоаппарат. Представьте, что в приветливом салоне мобильной связи такой же фотоаппарат с меньшим сроком гарантии стоил на 500 рублей дороже, чем этажом выше в специализированном магазине, и мне его предлагали взять в кредит с доплатой еще пятисот рублей! Это уже тысяча набегает, которой хватит на аккумуляторы с зарядником и карту памяти.«Только для Вас…» Вот такая обманчивая вежливость. Дорогие покупатели, желаю вам учесть все старинные приемы и их современные интерпретации при покупках!

Подробнее узнать о старинной торговле России и Симбирска вы можете в постоянной экспозиции музея «Симбирское купечество».