На прошлой неделе в Ульяновске было основано генеалогическое общество. Решение о создании этой организации приняли участники коллоквиума «Вопросы генеалогии Поволжья», проходившего в нашем городе в рамках Всероссийского библиотечного конгресса.

О генеалогии и все более растущем интересе россиян к родословным мы поговорили с участником конференции Игорем Сахаровым (на снимке), одним из ведущих специалистов по генеалогии в нашей стране.

Игорь Васильевич занимает должность директора Института генеалогических исследований Российской национальной библиотеки, является президентом Русского генеалогического общества, членом Геральдического совета при президенте России. Ежегодно Институт организует генеалогические конференции, проходящие в разных регионах России в рамках Всероссийского библиотечного конгресса. Но на конференцию в Ульяновск, рассказал нам ученый, он приехал с особым интересом. Дело в том, что среди предков супруги Игоря Сахарова Наталии Юрьевны были князья Тенишевы, Пазухины и члены ряда других родов, имевших самое непосредственное отношение к Симбирскому краю. Так что, посетив Ульяновск, Игорь Васильевич немало времени провел в нашем областном архиве, где ему посчастливилось обнаружить немало интересных документов.

Кстати, делом жизни генеалогия стала для ученого благодаря женитьбе. Первой его профессией было востоковедение, он является автором ряда книг и многочисленных статей по этнической демографии Индии. Собственная родословная в свое время его внимание не привлекала. Происхождение его было достаточно скромным. Прадед его, родом из Тверской губернии, всю жизнь служил музыкантом в лейбгвардии Финляндском полку, дед тоже был музыкантом, но из какой деревни происходил «первый» Сахаров, было неизвестно, и это лишало возможности обратиться к церковным книгам с записями о рождении людей. Зато супруга Игоря Васильевича, в девичестве Татаринова, имела гораздо более интересное происхождение. Так, ее мать была рожденной княжной Тенишевой, отец которой, Николай Александрович, из семьи помещиков Алатырского уезда, окончил Симбирскую гимназию. После женитьбы Игорь Васильевич настолько увлекся изучением истории предков своей жены и вообще всей ее родни, что забросил свою первую профессию и полностью переключился на генеалогию.

Вместе с Игорем Сахаровым Россия все больше увлекается генеалогией и историей семьи.

– После событий 1917 года интерес к родословным угас, а если и существовал, то едва ли не подпольно, так как не только не поощрялся государством, но и считался по меньшей мере неуместным, – говорит ученый, – сейчас же он стал очень быстро расти. Можно даже сказать, что генеалогия становится модным увлечением.

Если первоначально Институт генеалогических исследований в Российской национальной библиотеке ставил цель привлечь интерес россиян к поиску своих корней, то теперь все чаще к ученым люди обращаются сами, и сотрудникам института нередко приходится выполнять и платные заказы по составлению родословных.

Между тем в нашей стране появляется все больше фирм, предлагающих свои услуги по поиску родовых корней и составлению родословных. Некоторые из них делают эту работу вполне квалифицированно. Однако попадаются и такие, которые работают недостаточно добросовестно. Ведь составление родословной – очень сложное дело. И если найти родственников-дворян еще не так трудно, то отыскать в истории следы простого крестьянского рода обычно очень сложно. А бизнесмены, гоняющиеся за прибылью, могут, пообещав клиенту достоверную родословную, не заниматься долгими поисками в архивах, а просто подтасовать факты. Такие случаи, увы, известны.

Тех же ульяновцев, кто интересуется и сам занимается поисками семейных корней, приглашают принять участие в работе Симбирского историко-родословного общества, основанного при участии высоких гостей из Москвы и Санкт-Петербурга. Цели новой организации повышение интереса к делу изучения и составления родословных среди жителей нашего города и области, издание редких документов по генеалогии и истории семей, различные конкретные исследования. Примером может служить изучение истории кладбища симбирского Покровского монастыря, где похоронены многие известные симбиряне.