Сможет ли Ульяновская область принять участие в этом процессе на сегодняшний день остается большим вопросом.
Нет сухому молоку
Прежде всего, уже в ближайшее время, это коснется недобросовестных производителей молочной продукции стремящихся получить сверхприбыли. Именно благодаря их «стараниям» в Россию из стран ближнего зарубежья хлынул поток дешевого сухого молока. В результате многие отечественные производители, в связи с резким трехкратным падением закупочных цен на их продукцию, оказались на грани краха. А потребители, вместо качественного молока, получают сейчас суррогатное. Причем по цене, равной цене настоящего молока.
Идея о необходимости принятия жестких мер в отношении корыстных производителей была озвучена премьер-министром Путиным 19 мая 2008г. на совещании, посвященном проблемам развития сельскохозяйственной отрасли, которое проходило в г. Ессентуки. Решить проблему на федеральном уровне на этот раз удалось, не прибегая к чисто административным мерам. Спустя неделю после заявления Владимира Путина, Госдума приняла постановление, определяющие новый технический регламент маркировки готовой продукции. Теперь производители молока обязаны на упаковке указывать «Молоко», в тех случаях, когда расфасован натуральный продукт. Когда используется суррогаты, производитель будет обязан указывать на упаковке – «Молочный напиток». Недобросовестные переработчики теперь будут лишены возможностей вздувать цены на суррогатное молоко, выдавая его за натуральное.
Но и это еще не все. Роспотребнадзор уже предложил запретить использовать для производства мясопродуктов замороженное, а это, в основном импортное, мясо, и разрешить использовать только охлажденное. В результате качество продаваемых мясопродуктов должно значительно возрасти, экспортный поток замороженного мяса сократиться, а отечественные сельхозтоваропроизводители получат дополнительные средства для развития мясомолочного производства.
Мы за ценой не постоим?
Однако не стоит ожидать снижения цен на мясную продукцию в ближайшее время. Пока себестоимость производимого в России мяса остается очень высокой. Кроме того, общероссийское стадо скота за последние десятилетия резко сократилось. На внутрироссийском рынке на сегодняшний день нет условий для возникновения жесткой конкуренции между производителями мяса. Так что цены на этот вид продукции, скорее всего, сделают новый виток роста после введения ограничений, предлагаемых Роспотребнадзором. .
Замедление роста цен скоро не произойдет и без ряда разумных мер со стороны правительства. В частности, предусматривается выделение в этом году до 5 миллиардов рублей дотаций отечественным производителям мяса и до 8 миллиардов тем сельхозпредприятиям, которые используют минеральные удобрения. Еще 30 миллиардов рублей могут быть выделены в рамках продолжения реализации нацпроекта «Развитие АПК».
Вальяжность местных чиновников
Новации федерального центра могут либо вовсе не коснуться нашей области, либо задеть наш местный АПК лишь краешком. Прошел уже почти год с того времени, как мы впервые написали о необходимости восстановления областного резервного фонда зерна, как это было при губернаторе Горячеве. Затем шамановцы обхаяли этот фонд, как не рыночный инструмент и прикрыли его. После чего цены на хлеб у нас в области по рыночному бодро поскакали вверх.
Наконец, нынешние областные власти убедились, что без такого фонда они напрочь лишены возможности существенно влиять на цену хлеба, поскольку призывы к совести бизнесменов, иные заклинания и административные меры дают лишь кратковременный эффект. В конце прошлого года губернатор Морозов отдал распоряжение о формировании резервного фонда зерна. Однако вальяжные чиновники из областного Минсельхоза смогли рапортовать о подготовке всех необходимых документов для создания фонда только в конце мая.
Им осталось еще решить вопросы о проведении конкурсов для участников комплектования фонда, о гарантиях выполнения взятых на себя обязательств победителями конкурса, определиться, где и на каких условиях будет храниться это зерно, ведь все элеваторы на территории области давно распроданы. Одним словом, учитывая неповоротливость местных чиновников, работы им осталось аккурат на полгода. Сколько тогда будет стоить зерно, а значит и готовый хлеб, вопрос как говорится, интересный.
Еще хуже обстоит ситуация с исполнением распоряжения губернатора о выделении из облбюджета дотаций местным производителям молочной продукции. По признанию министра сельского хозяйства областного правительства Александра Якунина, чиновники никак не могут согласовать необходимые документы. Губернатор Морозов заметил, что в Белгородской области уже давно дотации производителям молока в 5-6 раз выше, чем в й области.
«Как только заходит речь о повышении зарплаты в том или ином ведомстве, деньги сразу находятся. А для дотаций производителям денег нет? – задал, скорее всего, риторический вопрос губернатор, – Сегодня 99% развитых стран дотируют свое сельхозпроизводство. А мы?». Но где уж нашим чиновникам равняться с развитыми странами! К тому же лично у них жизнь удалась, а остальное их, судя по всему, мало волнует.
Цена нефти в цене молока
Очень важной составляющей процесса формирования цен на продовольствие остается стоимость энергоносителей. На этот фактор местные власти не имеют практически никакого влияния. Зато действия высших руководителей страны в этом направлении, мягко говоря, настораживают. Уходя с поста премьер-министра, Виктор Зубков, в качестве последнего «прости» отдал распоряжение о повышении тарифов на энергоносители. В 2008г. они будут увеличены на 20-25%. В последующие три года еще на 25% ежегодно.
Правда, федеральное правительство уже подготовило ряд изменений в налоговое законодательство, предоставляющих компаниям, добывающим нефть. существенные налоговые льготы. Однако без жестких дополнительных мер со стороны правительства, ограничивающих аппетиты руководства компаний, в данный момент продающих нефтепродукты на внутрироссийском рынке по завышенным спекулятивным ценам, ожидать снижения цен на горючее не приходится. А без снижения или замораживания цен на энергоносители на внутреннем рынке, говорить о конкурентоспособности российского продовольствия на мировом рынке просто не приходится.
Остается надеяться, что выше перечисленными мерами активность федеральных властей в ценовой политике не ограничится. В таком случае у России появятся реальные шансы не только значительно увеличить объемы производства собственной сельскохозпродукции, обеспечить население страны продовольствием, но и существенно развить экспортный потенциал аграрной отрасли экономики. Останется ли население Ульяновской области за бортом этого процесса, сможет ли оно все-таки в него включиться или будет снова с завистью поглядывать на ценники на прилавках магазинов в других регионах России, в огромной степени зависит от правительства области и от разворотливости конкретных чиновников.