Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» завершил свой юбилейный концертный сезон исполнением оратории «Иван Грозный» Сергея Прокофьева. Вместе с оркестром участниками этого монументального музыкально$драматического действа стали хор Ульяновского государственного университета и народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Алексей Петренко.
Все, кто побывал 30 мая в Большом зале Ленинского мемориала на симфоническом концерте, единодушно оценили услышанное и увиденное в этот вечер как событие в культурной жизни города.
«Иван Грозный» – произведение особое, не поддающееся однозначному жанровому определению: драматическая оратория с чтецом, вокально-симфоническая эпопея, композиция в форме оратории… Как известно, его основой стала музыка к кинофильму «Иван Грозный». Этот фильм, ставший последней работой Сергея Эйзенштейна, создавался в годы Великой Отечественной войны. Высокая патриотическая идея, мысль о единении земли русской, о сильной власти, способной сокрушить врагов, выражены здесь убедительно и мощно: великолепный текст, емкий и образный в каждой фразе (текст монологов принадлежит Эйзенштейну), впечатляющие музыкальные характеристики, будь то величавая тема царя, провозглашаемая трубами и валторнами, захватывающе динамичные батальные симфонические эпизоды или торжественное «многолетие» хора в сопровождении колоколов.
Композитор не составлял из музыки к этой исторической киноленте самостоятельного произведения (некоторые фрагменты он использовал в других своих сочинениях). Первая концертная версия «Ивана Грозного» принадлежала дирижеру Абраму Стасевичу (под его руководством фильм и озвучивался во время экранизации). В начале 60-х годов «композиция в форме оратории», выполненная Стасевичем, исполнялась в Москве и Ленинграде, была записана Апрелевской студией звукозаписи. Но при всех несомненных достоинствах данной версии, вобравшей всю музыку, написанную композитором (вплоть до фрагментов, не вошедших в две из трех задуманных серий фильма), она оказалась несколько растянутой, не достаточно динамичной для самостоятельной концертной жизни. Неудивительно, что через тридцать с лишним лет повторилась попытка вынести эту замечательную музыку на широкую слушательскую аудиторию – главный дирижер Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев несколько сократил и перераспределил музыкальный материал, добившись большей ясности, действенности и драматургической цельности. Несомненной удачей второго рождения музыки Прокофьева на концертной сцене стало и приглашение на «главную роль» Алексея Васильевича Петренко (первое исполнение оратории «Иван Грозный» под управлением Федосеева состоялось в Вене в 1997 году).
Мощный артистический дар, крупный масштаб человеческой личности позволили актеру не просто талантливо прочесть текст, но и со сценической убедительностью воплотить образ первого русского самодержца этот вывод мы делаем уже по впечатлениям от услышанного и увиденного на нашем концерте.
Несмотря на то, что Петренко не имел ни грима, ни театрального костюма, а из аксессуаров на авансцене присутствовал только «трон», взятый напрокат из реквизита драматического театра перед нами был Царь, то властный и гневный, то сомневающийся и умоляющий… Отметим, что эмоционально и психологически сложная партия солистачтеца принадлежит не только Грозному, но включает также и текст «от автора»; кроме того, Петренко взял на себя исполнение некоторых вокальных номеров (в грамзаписи они отданы певцу-баритону) – во всем он оказался ярким и убедительным, а его пение в особой речитативной манере с великолепной дикцией и предельной рельефностью каждой интонации по-настоящему потрясло слушателей (песню Федора Басманова с опричниками пришлось повторить на бис). По словам актера, он всегда мечтал о роли Ивана Грозного, что неудивительно, после таких гигантов, сыгранных им на экране, как Петр Великий и Распутин.
Инициатива исполнения в Ульяновске оратории «Иван Грозный» принадлежит главному дирижеру и художественному руководителю симфонического оркестра, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору Сергею Владимировичу Ферулеву. Дирижер выбрал для завершения юбилейного концертного сезона это произведение сразу, как только убедился, что в городе есть хоровой коллектив, способный справиться с его исполнением – это хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета. Оратория Прокофьева была хорошо знакома Сергею Ферулеву еще по Челябинску, где она не раз исполнялась под его руководством. А «случаем» убедиться в наличии готового к сотрудничеству хора, как мы помним, стала Девятая симфония Бетховена, прозвучавшая на концерте-открытии нынешнего сезона. Вот тут-то круг и замкнулся. Но если финал Девятой Бетховена университетский хор пел не один, а с надежной поддержкой Магнитогорской государственной хоровой капеллы, то здесь ответственность значительно возросла. Так что приносим искреннюю благодарность всем участникам университетского хора и, в первую очередь, его руководителю – Ларисе Александровне Филяниной, доценту кафедры хорового дирижирования и вокала.
Для любительского коллектива эта работа была не просто сложной, но прямо-таки «героической»: состав маловат, особенно в отношении столь необходимых здесь мужских голосов. Сколько энтузиазма, преданности искусству и истинного творческого горения обнаружили участники университетского хора!
Благодаря большому опыту Сергея Ферулева, сложная партитура, занимающая все каналы зрительского восприятия, была исполнена на достойном художественном уровне. А веские, как царский венец, реплики Грозного («Царем буду!», «За русскую землю прошу!», «Дело великое завершу!»), произнесенные неповторимым по выразительности голосом А. Петренко, «Многая лета» и Величальная хора, «державная мощь» оркестровых кульминаций,безусловно, запомнятся ульяновской публике как одно из самых сильных впечатлений прошедшего концертного сезона.