5 июня, в день 25-летия катастрофы пассажирского теплохода «Александр Суворов», в расположении стрелковой команды охраны моста через Волгу прошел митинг-реквием, посвященный погибшим.
В ходе траурного мероприятия был открыт памятный знак, а свидетели события поделились воспоминаниями о той страшной ночи.
Трагедия, произошедшая четверть века назад, по сей день остается самой крупной за все время существования региона. Подробно «СК» рассказал о ее ужасах в прошлом номере. 5 июня 1983 года, в 22 часа 45 минут, пассажирский теплоход «Александр Суворов» зашел под несудоходный пролет и столкнулся с мостом. В результате у судна была полностью снесена рубка и верхняя палуба, где в это время находились большинство пассажиров. В ходе столкновения мостовой пролет сместился на 40 сантиметров и проходивший в этот момент по нему товарный поезд сошел с рельсов…
Станислав Домбров, занимавший в то время должность заместителя начальника военизированной охраны отделения железной дороги и прибывший тогда одним из первых к месту крушения, рассказал о страшной картине: «Теплоход как будто огромным ножом был разрезан напополам, на воде трупы, а на мосту – семь перевернувшихся вагонов.
Главной задачей нашего отряда было предотвратить утечку и возгорание бензина – в составе была и цистерна с топливом».
Именно Домбров в год 16-летия катастрофы стал инициатором установки у моста креста в память о жертвах. В 2006 году тот самый восьмой пролет, пострадавший от столкновения, был заменен на новый, но из фрагмента старого было решено сделать памятный знак, который был открыт в минувший четверг. В память о погибших специально прибывшие локомотив и теплоход «Московский-20» просигналили длинными гудками, а военные произвели троекратный залп.
Мэр Ульяновска Сергей Ермаков в то время работал на железной дороге и также был свидетелем событий. «По словам пассажиров, находившихся в момент столкновения на нижних палубах, кровь сверху на них текла рекой. И действительно, жертв было очень много – для развозки трупов были привлечены все вагоны-рефрижераторы Куйбышевской железной дороги. Последствия аварии на мосту ликвидировали в течение пяти суток, но поезда с нормальной скоростью смогли проходить здесь только через три с половиной года».
Официальной версии причины катастрофы нет и спустя четверть века, как нет и установленного числа ее жертв. По разным данным, в ту ночь погибло от 176 до 600 человек (такой разброс в данных мотивируется тем, что находившиеся на корабле документы на пассажиров якобы были утрачены). Правительственная комиссия и суд ограничились обвинением в халатности в адрес капитана теплохода, за что тот получил десять лет тюрьмы.