Слова «пестициды» люди очень боятся и стараются всячески избегать использования ядохимикатов, даже жертвуя урожаем. Однако если о себе самом и своих близких человек позаботиться в силах, то вот перед целой системой безответственного отношения к использованию химических добавок он бессилен и оказывается вместе с окружающей средой в заложниках неразумного хозяйствования.
На территории Ульяновской области сейчас находится более 450 тонн просроченных ядохимикатов и пестицидов, которые хранятся в несоответствующих условиях. Около 300 тонн из них располагаются в 40 хозяйствах области на бывших складах «Сельхозхимии» и обанкротившихся колхозов и совхозов. Ситуация обостряется тем, что условия хранения в большинстве случаев не просто не соответствуют нормам, а совершенно не пригодны: хранилища зачастую частично или полностью разрушены. Средств на должную охрану, разумеется, нет – и получается, что все эти зараженные руины открыты для любого постороннего, в том числе для любого ребенка. Все бы ничего, если бы это было всего лишь декорацией для съемок биологического триллера, но это наша с вами действительность.
Склады с пестицидами обычно расположены в полях. Весной содержимое из ненадежных конструкций попадает прямиком в паводковую зону, отравляя реки, озера и родники.
В черте самого города, в пункте временного хранения, до сих пор «кантуются» 150 тонн ядохимикатов, собранных в областных хозяйствах согласно областному плану мероприятий по их уничтожению за 20052006 гг. Тогда денег хватило только на то, чтобы собрать обнаруженные пестициды и сложить их на специализированном складе в Ульяновске.
Несмотря на заявления о полном соответствии данных хранилищ всем нормам безопасности, тем не менее гарантии того, что не случится ЧП, а то и катастрофы, – нет.
Регулярные проверки, проводимые Управлением Россельхознадзора по Ульяновской области, с пугающим постоянством выявляют все новые нарушения при хранении ядохимикатов.
Далеко идти за примерами не приходится. Возбуждались уголовные дела на глав поселений в Сурском, Барышском, Инзенском, Карсунском районах. На территории же Мелекесского района ситуация требовала применения экстренных мер: район буквально уже стоял на пороге экологической катастрофы, как считает старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Игорь Луньков. В результате разрушения с течением времени склада на межхозяйственном аэродроме возле с.Лесная Хмелевка произошло попадание вредных веществ в землю. Ртутьсодержащий химикат «Гранозан» уже в марте во время весеннего таяния снега мог попасть в источники питьевой воды. В Барышском районе СПК им.Дзержинского около 25 лет хранил 1,5 тонны ядохимикатов россыпью в помещении деревянного склада без крыши. Поразительно, что в ходе судебных разбирательств за подобные правонарушения ответчики приговариваются к уплате воистину смешных штрафов: от 500 рублей с юридического лица за несопоставимый ущерб окружающей среде!
Вопрос об утилизации вредных химических веществ и пестицидов требует максимально серьезного подхода и как можно более быстрого реагирования. Ситуация вокруг ядохимикатов будет усугубляться до определенного критического момента – затем последует неизбежный экологический «взрыв», последствия которого ликвидировать будет гораздо проблематичнее, чем наладить сейчас, пока еще не поздно, систему захоронения химических веществ. Данная проблема уже не терпит отлагательств «в долгий ящик» и должна быть вынесена на обсуждение в Законодательное Собрание.