Нет, кроме шуток, «Катькины дети» и есть. Может, звучит малость иронично, но для заголовка подходит изумительно. Особенно, когда такой заголовок размещен на полосе вкупе с фотографиями городских начальников. Ну, правда, многие ведь сразу заинтересуются материалом. И , надеемся, будут вознаграждены, прочитав его. Теперь же самое время объясниться…

«Катька» – не кто иной как Императрица Екатерина II Великая. И да простят нас любители изящной словесности, но именно так называли императрицу многие ее современники. За глаза, разумеется. А вспомнили мы о ней потому, что это с ее высочайшего повеления появились в России градоначальники, или мэры, как их величают сейчас. О них, собственно, и речь.

Итак, 21 апреля 1785 года природная немка, урожденная принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская, она же Екатерина Вторая, подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской Империи», в котором, в частности, значилось следующее: «Города основаны для блага живущих в них и для блага общественного». Вот и решили мы взглянуть, как симбирские-ульяновские городские головы «работали на благо».

ВЧЕРА

Первый городской голова был избран в Симбирске, имя его, к сожалению, ныне позабылось. Известно только, что за труды для «блага общественного» он не получал ни копейки. К слову, нынешние мэрские оклады измеряются далеко не копейками. И, кстати, если наше областное правительство публикует размеры министерских зарплат в газете, то «толщине» жалования работников городской администрации остается только догадываться. А первый «платный» Симбирский городской голова, избранный в марте 1871 года купец Петр Андреевич Егоров менее чем через год запросился в отставку «по болезням» и «домашним обстоятельствам». Испугали голову бешеные деньги. Вот ведь пугливый какой – «не то, что нынешнее племя»…

Среди первых городских голов города Симбирска был купец 3-й гильдии Александр Иванович Гончаров, папа прославленного русского писателя Ивана Александровича Гончарова.

Идем дальше. Городской голова Павел Степанович Балакирщиков (1837 – 1899) занимал эту должность очень недолго – всего-то с 1897 по 1899 год, до самой своей безвременной смерти. Потомственный почётный гражданин, он относился к числу самых-самых коренных симбирян, его предки жили в городе с момента основания! В 1867 году Павла Степановича избрали избрали гласным гор. думы, затем товарищем директора Симбирского городского общественного банка. В течение 10 лет он был директором этого банка, считавшегося третьим во всей стране, хотя по числу жителей Симбирск плёлся далеко в пятом десятке. В 1897 этого умного и рачительного человека избрали городским головой. При нём сбылась давняя мечта горожан, завершилось строительство железнодорожной ветки до Симбирска. Он был награжден серебряной медалью “За усердие” на Станиславской и Анненской ленте. Был членом Губернской ученой архивной комиссии, членом комитета Карамзинской библиотеки.

Преемником Балакирщикова стал почётный – опять же – гражданин Михаил Алексеевич Волков бывший городским головой с 1899 по 1909 г.г. При нем были задуманы многие городские проекты, такие как реконструкция водопровода, устройство железнодорожного моста через Волгу, трамвайного сообщения и т. п. Он входил в число членов самых разных благотворительных и общественных организаций: был председателем Сиротского суда, городской богадельни и детского приюта.

С 1909 вплоть до революционного 1917 года городским головой был Леонид Иванович Афанасьев. В отличие от прочих городских голов Леонид Иванович был не купцом, а потомственным дворянином.

Теперь самое время перейти к «новейшей мэрской истории» города…

СЕГОДНЯ

Да простит нас Виталий Марусин, но в народе не сохранилось почти ничего из его деяний на посту мэра, кроме накопления непомерных долгов. Зато помнят у нас Павла Романенко…

В частности, в аспекте разбазаривания федеральной собственности. Однажды, к примеру, Пал Михалыч «подарил» Государственной инспекции по маломерным судам земельный участок с южной стороны речного порта. Сделка попала в поле зрения прокуратуры и позднее была признана судом недействительной.

Также хорошо был известен Романенко ульяновцам своим своеволием при определении стоимости тарифов на услуги ЖКХ, обдирая и без того нищих ульяновцев.

Но и это еще что. Было дело: мэр Романенко устроил «для галочки» легкоатлетическую эстафету школьников. При этом его не смутило состояние дорог, по которым должны были бежать дети, здоровьем которых Павел Михайлович и рискнул — ради саморекламы.

Зато сам Романенко на дороги не жаловался, ибо дороги в Германии и прочих «загнивающих» странах превосходные. Да-да, любил Михалыч по заграницам разъезжать на бюджетные средства. Типа, по обмену опытом. Каким опытом он там обменивался — неизвестно, а только результатов Ульяновску это не принесло никаких. Нынче Романенко трудится в РАО «ЕЭС», и, говорят, горб от работы пока не нажил.

Ну и, разумеется, особое место в сердце каждого ульяновца занимает Сергей Николаевич Ермаков, ибо он — действующий мэр нашего славного города. Вот лишь некоторые вехи его большого пути.

Прелюбопытно выглядело сокращение штата городских чиновников в 2005 году. Согласно подсчетам некоторых экспертов, в результате сокращения штаты мэрии… увеличились примерно на 15%! Сам Дэвид Копперфильд от зависти удавился бы. Причем сей «фокус» влетел налогоплательщикам в круглую копеечку (новые чиновники ведь не за просто так «работают»). И это при том, что к тому моменту долги энергетикам уже перевалили за 300 млн. рублей, с задержками выплачивалась зарплата педагогам, вообще не выплачивалась — коммунальщикам…

Далее. Во времена прошлого градоначальничества г-на Ермакова начал умирать городской общественный транспорт. Сейчас — во второй срок Ермакова — он — транспорт – уже совершенно отчетливо напоминает живой труп. Потому и бесчинствуют маршрутчики, что альтернативы им нет; вот и опять поднимают плату за проезд.

Не секрет, что Сергей Николаевич обожает также строить ненужные (во всяком случае, не первостепенные) объекты на бюджетные деньги. Неравнодушен он также и к различного рода мероприятиям. Вручит, бывало, чайник какой-нибудь многодетной семье — а через пять минут забудет, что им жить не на что.

Последней же страстью Ермакова является, пожалуй, фикс-идея по переименованию Ульяновска в Симбирск. Видно, и впрямь, Сергей Николаевич свято верит в то, что с новыми табличками жизнь сама собой наладится, что все беды — от «ненавистного всему прогрессивному человечеству» имени «Ульяновск». Или, может, заслуги дореволюционных — симбирских – градоначальников ему покоя не даю…

ЗАВТРА…

Естественно, в данный «реестр подвигов» вошли далеко не все деяния симбирских начальников. Наверно, и прежние головы не без изъяна были. Но все же полезного сделали куда больше (как сказала императрица – «во благо»). Да и нынешние — не монстры какие-нибудь, и в их послужном списке, несомненно, присутствуют благие дела. Хотелось бы надеяться, что их станет больше.

Коллектив нашей объединенной редакции сердечно поздравляет всех ульяновцев с наступающим Днем города, в том числе и Сергея Ермакова. Сергей Николаевич, мы Вас любим. Ибо вы все же нас, журналистов, кормите. Да мы б с голоду перемерли, не будь Вашей кипучей деятельности. Спасибо Вам… и «мамке» Вашей – «Катьке».