5 июня 1983 года, 21 час 40 минут. Почти все пассажиры теплохода класса «люкс» находятся на верхней палубе, одни смотрят фильм, другие любуются Ульяновском и волжским мостом… Спустя минуту раздается страшный скрежет, и мостом сносит всю верхнюю палубу вместе с людьми, рестораном и кинотеатром… Из пассажиров «Александра Суворова» выжили немногие… А мы вот уже 25 лет гадаем, что же произошло в ту роковую ночь? Почему капитан, многократно проходивший под мостом и знающий, что плыть под 6-ым пролетом – верная смерть, повел туда свое судно?..

КАК ЭТО БЫЛО

За несколько минут до трагедии люди кинулись занимать места в кинозале – начинался показ «Возвращения святого Луки». Кто-то, не найдя свободных кресел, вернулся в каюты ни с чем, даже не предполагая, что вытянул у судьбы счастливый билет… А кто-то остался на верхней палубе. В погожий вечер отдыхающие собрались у бортов и наслаждались проплывающими мимо видами Ульяновска.

Когда до моста оставалось меньше пяти минут ходу, береговая диспетчерская служба с ужасом увидела, что теплоход на всех парах несется в 6-ой – низкий пролет моста. С этой минуты «Александр Суворов» был обречен. Дело в том, что 6-ой пролет не приспособлен для прохода под ним таких судов. Он значительно ниже, чем 8-ой, под которым и должен был пройти корабль.

Диспетчеры в панике стали отправлять на судно радиосигналы, которые оставались без ответа. В отчаянье с берега выпустили несколько сигнальных ракет, предупреждая об опасности, но теплоход неумолимо двигался навстречу гибели…

Спустя несколько минут, мостом снесло всю верхнюю палубу. В эти же минуты по речной переправе ехал грузовой поезд. От столкновения он сошел с рельсов… Над теплоходом, протаранившим мост, повисли вагоны. На выживших пассажиров,, словно добивая, посыпались бревна и уголь…

Волжская вода покраснела в считанные минуты, а судно, даже лишившись верхней палубы, не остановилось, миновало мост и заглохло, пройдя еще более двухсот метров…

Пока верхняя палуба превращалась в мясорубку, пассажиры в каютах даже не подозревали о случившемся. Лишь незначительный толчок – вот и все, что почувствовали они в момент катастрофы. Кошмар начался после того, как люди увидели, во что превратилась верхняя палуба… Люди в отчаянье искали родных и не могли найти: людей раздавливало и рвало на части, а кровь стекала рекой по стенам нижних палуб «Суворова»…

СО СЛОВ ОЧЕВИДЦЕВ

– Я прибыл на место крушения одним из первых, – рассказывает Станислав Александрович Домбров, в то время занимавший пост начальника пожарно-технической части КБЖД. – Диспетчер сообщил, что на мосту сошел с рельсов грузовой состав, и над водой повисла цистерна с бензином. В мою задачу входило предотвратить возгорание. То, что я увидел на месте, стояло перед глазами еще несколько лет. Люди были еще живы, они плавали в воде, кричали, многие даже не понимали, что лишились руки или ноги…

Самое обидное, что многие, даже не смертельно раненные, просто утонули. Если б они знали, что в районе опор моста глубина всего полтора метра. Подплыв туда, они могли бы спастись…

Именно возле опоры спасатели нашли капитана теплохода. В ту ночь он спал в своей каюте, ему предстояло сменить в капитанской рубке своего помощника Митенкова. Во время удара и капитанская рубка, и каюта капитана, находившиеся на верхней палубе, были сметены.

Как спасся капитан? Возможно, его просто выбросило за борт, по другой версии капитан прыгнул в воду сам, увидев надвигающуюся опасность… Как бы там ни было, капитану несказанно повезло – он избежал серьезных травм и сумел спастись. Позже Клейменов был осужден на десять лет. Из них он отсидел шесть, после чего был условно-досрочно освобожден, но, едва оказавшись на воле, умер от сердечного приступа. Но все это было потом…

А тогда на мосту кипели спасательные работы.

– Мы перекачивали топливо с накренившейся и буквально висевшей над теплоходом цистерны, – продолжает Станислав Александрович. – Ведь если бы на борт «Суворова» попало хотя бы ведро горючего, то он вспыхнул бы, словно факел, и сгорел в течение 15 минут. Но нам с помощью спецтехники военно-технического училища удалось справиться. После этого я несколько дней не мог ни есть, ни спать… Не мог забыть кровавую воду…

СТАЯ «СТЕРВЯТНИКОВ»

На ликвидацию последствий аварии были брошены практически все городские спецслужбы. Но рук не хватало, собирали тела и простые волонтеры-ульяновцы.

Когда мужчины приезжали на место аварии, их заставляли выпить стакан водки, давали резиновые перчатки и отправляли собирать тела погибших. Один из таких волонтеров рассказывал, что водка вообще «не брала» мужиков. Люди, которые в большинстве своем до этого никогда не сталкивались со смертью, были вынуждены разбирать горы тел и грузить их в рефрижераторы, содрогаясь от запаха крови и разлагавшихся тканей.

Но среди людей, прибывших грузить в машины покойных, были и те, кто приехал не помочь, а поживиться. Многие волонтеры собственными глазами видели, как «стервятники» срывали с тел и того, что от них осталось, цепочки, серьги, кольца. А некоторые в спешке просто отрубали женщинам пальцы с перстнями…

«Пир во время чумы» быстро пресекли. Сотрудники УВД навели ‘порядок и всех мародеров убрали с места трагедии.

Казалось, в то лето Ульяновск стал филиалом ада. В переполненных больницах наши врачи находились сутками, пытаясь помочь всем пострадавшим, в помощь им прибывали специалисты из других регионов. А гостиницы города стали местом скорби и плача – съезжались родственники погибших и пропавших без вести.

В то лето в Волге мало кто отваживался купаться. Тела жертв катастрофы еще долго вылавливали не только в Ульяновской области, но и вниз по течению вплоть до Самары. Как говорят, вода отдавала не только утопленников. Спустя несколько лет один из жителей Майны рассказывал, что местные вылавливали купюры и сушили на веревках. Якобы улова хватило на строительство нескольких домов…

ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ

Что стало причиной катастрофы на Волге? Версий выдвигалось множество – от мошенничества со страховкой до террористического акта.

Официально причинами были названы халатность штурмана и диспетчера. Десять лет назад «Молодежная газета» впервые в России опубликовала фотографии катастрофы «Суворова», а наши журналисты встретились с Георгием Дмитриевичем Демидовым, работавшим в то время следователем КГБ по Ульяновской области.

– Следствие продолжалось недолго, – рассказывал Георгий Дмитриевич, – всего несколько дней. Причину трагедии определили быстро – грубая ошибка старшего помощника капитана. Члены команды привыкли к тому, что судоходные пролеты, как правило, располагаются посередине моста, а старпом забыл, что наша переправа имеет наклон к левому берегу. И он, запросив порт об уровне воды, спокойно повел судно навстречу смерти. Старпом прекрасно знал, где надо было проходить, но… Катастрофа «Суворова» – результат банального разгильдяйства.

ЗЛОЙ РОК

После крушения теплоход долго ремонтировали, а потом передали из Волго-Донского пароходства в Нижегородское. Люди говорили, что, когда двигатели корабля впервые включили после ремонта, на борту запахло кровью. Запах трагедии выветрился только спустя несколько недель…

Реконструированный «Александр Суворов» в строю до сих пор. Его так и не переименовали, хотя после таких серьезных трагедий принято давать кораблю новое имя.

А в преддверии «черного юбилея», 31 мая этого года, с теплоходом произошла очередная авария. Судно, следовавшее в Тверь с 300 пассажирами на борту, столкнулось с одним из шлюзов на канале имени Москвы. К счастью, никто не пострадал, однако многим вспомнилась страшная трагедия 1983 года в Ульяновске. В этот раз причиной аварии также стал «человеческий фактор», но, несмотря на все заявления механиков об исправности судна, за теплоходом «Александр Суворов» уже закрепилась дурная слава…

Эксперты утверждают, что в этот раз ремонт не займет много времени, и уже скоро туристы смогут вновь отправиться на судне в круиз по Волге. Но навряд ли найдется много желающих. Ведь на этот раз пассажиры, стоя на верхней палубе, увидят не только волжский мост и красивый вид Нового Венца, но и два памятника, установленных в честь сотен жертв теплохода-убийцы…

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

5 июня 2008 года, в год 25-летия со дня катастрофы, в Ульяновске прошел митинг-реквием в память о людях, нашедших свою смерть на «Александре Суворове».

– В день 16-летия трагедии на месте крушения корабля был установлен памятный крест, а сегодня рядом с крестом мы открыли еще один памятник – фрагмент покореженной «Александром Суворовым» опоры моста, – говорит инициатор установки памятника Станислав Домбров. – Это не просто память о погибших, это знак, установленный в назидание нам, живым. Ведь большинство аварий происходит не из-за неисправности техники, а именно из-за человеческого фактора.

Крест и опора – не только вечная память всем погибшим, это страшный урок всем живым, и дай бог, чтобы трагедия «Александра Суворова» больше никогда не повторилась!