В декабре Александр Иванович Маркелычев, коренной житель Ульяновска и талантливый фотограф, отметит 100-летний юбилей. Если прокрутить его жизнь, как кинопленку, перед глазами проносится целая эпоха. Вместе с «Молодежкой» Александр Иванович вспоминал о строительстве моста через Волгу, о великих земляках – Владимире Ленине и Александре Керенском, о свергнутом ими царе – Николае Втором и о многом другом…

Соседи-революционеры

– Тогда мы жили на улице Панской (сейчас Энгельса), теперь там стоит музей «Симбирская фотография». Семья у нас была по тем временам небольшая: отец, мать, две сестры, я и братишка. Отец был портной, да не абы какой, а мастер своего дела, ведь он даже самому тогдашнему губернатору мундиры лицевал.

К легендарным ульяновским революционерам Александр Иванович, их современник, относится по-простому, ведь раньше они были просто соседями.

– Улица наша была небольшая, и жили там, в основном, ремесленники, ну, не считая одного судьи и двух адвокатов. Семья Ульяновых жила с нами на соседней улице (сейчас улица Ленина), но в детстве не скажу, чтобы много о них слышал. А вот Керенского (Александр Фёдорович Керенский -глава Временного правительства России в 1917 году, сын директора Симбирской мужской гимназии) у нас во дворе мужики часто вспоминали, да не очень-то уважительно, дескать: «Ну, Сашка Керенский… Чего это он к власти рвется? Вояка нашелся…».

Яблочный потоп

В 14 лет Александр Иванович остался в семье за старшего. Сердце его отца не выдержало испытаний. В 1922 году Поволжье стонало от голода, а на семью Маркелычевых и их соседей обрушилась еще одна беда -сильный ливень пронесся над Симбирском, и их дома селем снесло прямо в Волгу. В то лето из Волги и Свияги ребятня и взрослые еще несколько недель вылавливали спелые яблоки, ведь месте с домами в реки смыло десятки яблоневых садов…

– Отец тогда, что успел, из дома перетаскал в школу (сейчас Музей народного образования), мы на последние деньги сняли домик, но средств все равно не хватало. Тяжело перенести, когда все нажитое вмиг пропало… – рассказывает Александр Иванович.

Как не стало отца, Саша остался единственным кормильцем в доме. Кем только ни приходилось работать нашему герою – и художником, и пионервожатым, и даже истопником в котельной. Сегодня в Ульяновске Маркелы-чев известен как старейший фотограф. А взял в руки фотоаппарат он благодаря… армии.

Прыжок в фотографию

Александра призвали в 1931 году. Службу он проходил в Самаре. Как-то солдаты устроили шуточные соревнования по прыжкам в воду. А Александр как настоящий волгарь с детства хорошо плавал и нырял, даже Волгу на спор переплывал. Однажды свидетелем его прыжка в воду стал начальник штаба Приволжского военного округа. Он подозвал паренька к себе и сказал: «Скоро соревнования высшего командного состава, покажи там, что умеешь!».

– Ну, я и показал, – смеется Маркелычев.

Ульяновец произвел фурор среди высокопоставленной публики. Через несколько дней начальник штаба вызвал его к себе:

– Я захожу, а на столе коробочка. Начальник мне ее протягивает, а там первый советский фотоаппарат «Фотокор-1». Роскошь по тем временам неописуемая!

Искусство фотографии Александр постигал сам, как и многое другое в своей жизни.

Там же, в армии, Маркелычев научился прыгать с парашютом – на его счету несколько десятков прыжков. Последний, 59-ый, он сделал в 1937 году в честь I рождения первенца – сына. Тогда Александр Иванович уже был фотокором в газете «Пролетарский путь». А потом была война…

На войне сделал три миллиона кадров

Для нашего собеседника Великая Отечественная началась 23 июня 1941 года. Узнал он о ней в командировке. А через два дня уже был в Самаре на фотослужбе. Но в первые несколько месяцев войны о фотоаппарате пришлось забыть и взять в руки оружие-После участия в форсировании Свири Маркелычев получил звание лейтенанта и свое первое серьезное задание -перевозил в Беломорск реактивные снаряды для «Катюш». Александр снова занялся фотографией только на Ленинградском фронте. Его разведэскадрилья снимала различные военные, да и не только, объекты с самолетов. Снимки делались большие (18 на 18) и в огромном количестве. По подсчетам фотографа, за это время им было сделано три миллиона фотографий!

Доярка и фотошоп пятидесятых

А потом – новая мирная жизнь и работа фотографом в ульяновских изданиях.

– Я чиновников и начальников снимать не любил. Может быть, поэтому почетным я остался только на бумаге, ведь мне всегда было приятно снимать простых людей – доярок, трактористов, детей…

Однажды Александр Иванович услышал, что в одном колхозе работает замечательная доярка: и удои-то у нее самые большие, и коровы чистые и ухоженные, и женщина она добрая и трудолюбивая. Решил сделать о ней фоторепортаж, а председатель его огорошил – мол, не будет она сниматься! Оказалось, что лицо у женщины было изуродовано – пьяный муж из ревности кислотой в нее плеснул.

– Уговорить-то я ее уговорил. Фотографию сделал. А когда снимок в редакцию принес, мне редактор сразу у виска покрутил – дескать, куда же мы такую изуродованную поставим? Нет и все тут! А я все же решил свою труженицу отстоять. Недолго думая, принялся снимок реставрировать…

Это сейчас фотошоп за минуты исправит любой дефект на цифровых снимках, а тогда это была долгая и кропотливая работа. Александр Иванович несколько часов просидел с кисточкой и специальной китайской тушью, разведенной на стеклышке, исправляя на фото дефекты лица доярки, и такую красавицу из нее сделал, что главред аж ахнул и все-таки поставил фотографию в номер! – А еще мне запомнилась 16-летняя девчушка-скотница, которая вырастила свинью весом 364 килограмма! Она тогда при мне поросенка поймала за заднее копытце и поцеловала -вот это воистину любовь к своему делу!

Более десяти лет Маркелычев проработал во Дворце пионеров, где обучал детей искусству фотографии.

Александр Иванович уже давно на пенсии. С ностальгией вспоминает старый Ульяновск, когда город был центром Поволжья, и к нам каждый день на экскурсии съезжались сотни людей и со всей России, и со всего мира. Секретом своего долголетия наш герой считает то, что ему в жизни везло – с работой, с людьми, которые его окружали, и с любимой женой, с которой он счастлив уже 72 года!

А вот пенсионным отдыхом его насыщенную событиями жизнь назвать язык не поворачивается. Сейчас этот неугомонный творческий человек пишет картины. На его полотнах -природа, леса, реки, степи и столетняя история родного края глазами человека-эпохи!

P.S. Коллектив «Молодежной газеты» желает Александру Ивановичу крепкого здоровья и неиссякаемого творческого вдохновения на долгие годы.