В Законодательном Собрании области четвертого созыва появилась новая структура комитет по развитию градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Это, безусловно, прецедент. Областной парламент особо подчеркнул важность решения таких вопросов, как доступное и комфортное жилье для населения региона, здоровая «коммуналка», благоустроенный, развивающийся город… Разговор об этом состоялся с председателем нового комитета Александром Молочковым.

– Александр Алексеевич, баллотируясь в депутаты, Вы предполагали, что в случае Вашей победы на выборах Вас кинут в «горячую точку» – на проблемы градостроительства и ЖКХ?

– Да, потому что этими вопросами я очень плотно занимался последние четыре года на посту мэра Димитровграда. Отрасль градостроительства и ЖКХ непростая и очень важная не только для Ульяновской области, но и для страны в целом. На протяжении десятилетий она финансировалась по остаточному принципу. По своей практике знаю, что первоочередная задача градоначальника – дать зарплату людям, обеспечить жизнедеятельность больниц, школ… Тем временем городская инфраструктура ветшала, жилищно-коммунальные предприятия разорялись, мы проедали сами себя.

– Сейчас, на Ваш взгляд, есть реальная возможность исправить ситуацию?

– Ситуация уже меняется. Кроме того, изменилось федеральное законодательство, принципы работы отрасли, и мы должны вписаться в эти процессы.

Согласно новому Градостроительному кодексу РФ, с 2010 года на территории России будет запрещено любое строительство без наличия градостроительной документации.

В четверг на рабочем заседании Законодательного Собрания был утвержден в двух чтениях Градостроительный устав Ульяновской области, в работе над которым принимал участие наш комитет. Теперь нужно принимать генеральные планы муниципальных образований. Пока новый Генплан есть только у Ульяновска, к концу года наверняка закончится работа над Генпланом Димитровграда.

– Профессионалам важность принятия Градостроительного устава понятна. А что это дает обычным горожанам? Продвинутся ли они в решении своих насущных проблем благодаря этому документу? Чего стоит только проблема точечной застройки.

– По сути, мы приняли свод положений, регламентирующих строительство города, так что проблему точечной застройки он, конечно, решает. Градостроительная деятельность на территории региона должна стать прозрачной для всех ее участников, для населения в том числе. Это одна из главных задач, которую мы ставили при работе над уставом. Чем четче рамки закона, тем меньше возможности для злоупотребления. Среди застройщиков всегда будут желающие перешагнуть через все нормы и запреты в интересах своего «бизнеса», но градостроительный устав усложнит им жизнь. За нарушение его норм предусмотрена серьезная ответственность.

– Долгая процедура получения разрешения на строительство – это еще одна проблема. Новый устав не затянет сроки еще больше?

– Напротив, упорядочит ситуацию. Там все четко прописано. На основании Градостроительного устава будет принят документ о порядке выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов. Это позволит упростить процедуру выдачи разрешений.

– Вы были среди организаторов проведения в Ульяновске семинара аудиторского центра «Жилкомаудит» для управляющих компаний. Эта московская компания на хорошем профессиональном уровне помогает специализированным организациям и органам местного самоуправления ориентироваться во всех нюансах нового жилищного законодательства. Семинар был полезным?

– Семинар прошел на одном дыхании. «Жилкомаудит» плотно сотрудничает и с законодателями в области ЖК-сферы, и с практиками, поэтому опыт этой организации уникален. Участники семинара задавали вопросы директору «Жилкомаудита» Ирине Маликовой, спорили, в чемто не соглашались. Мне это понятно: не все в федеральном законодательстве так, как нам хотелось бы. С законом можно соглашаться или не соглашаться, но выполнять его надо.

Маликова рассказывала, как правильно выполнять этот закон, как в рамках закона и в контексте сегодняшних обстоятельств эффективно строить финансово-правовые отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Мне не понравилось одно: зал был почти полным, а должен был быть битком.

– Это означает, что наши управляющие компании не особо настроены на работу в новом формате?

– И настроены, и готовы. Другое дело, что не всегда обстоятельства складываются так, чтобы эта работа была эффективной или просто нормальной. Если дом новый, в хорошем состоянии – это одно. А если это старое жилье, где все сыпется? Управлять таким жильем сложно. Но мы должны исходить опять же из закона: в сфере ЖКХ не будет муниципальных компаний, ответственность за жилье ложится на плечи собственников, которые сами будут определять, что и когда ремонтировать в доме, как его содержать. Несмотря на все понятные сложности, в этом есть хорошее рациональное зерно. Частные компании зарекомендовали себя как более гибкие, мобильные. Они заинтересованы работать оперативно, им нет смысла содержать огромный аппарат. И, кроме того, я убежден, что жители должны, наконец, почувствовать себя собственниками. Это чувство хозяина необходимо в любом деле. Если мы активно и грамотно включимся в процесс реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального комплекса, то все постепенно наладится. Профильные федеральные программы работают, финансирование из Центра идет.

– Ульяновской области пока не удалось получить средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Почему, на Ваш взгляд?

– Регионам сложно выполнить все условия, которые Фонд предъявляет к участникам программы. Население пока настороженно относится и к частным управляющим компаниям, и к предложению создавать ТСЖ.

– Вы еще недавно сидели в мэрском кресле. В Димитровграде частники сложно входили на рынок обслуживания жилья?

– Еще до меня Сергей Иванович Морозов, будучи мэром, принял решение в качестве эксперимента передать два участка на обслуживание частным управляющим компаниям.

Эксперимент дал хороший результат, люди поверили частникам. Так что у нас все прошло безболезненно.

– В ведении Вашего комитета – вопросы жилищной политики, в том числе реализация нацпроекта «Доступное жилье». Тоже сложная тема. В Ульяновской области сейчас проводится инвентаризация объектов незавершенного строительства с целью разработки и реализации проектов строительства социального жилья. Но у Вас как у экс-мэра Димитровграда уже есть практический опыт… Почему возник такой проект? Появились свободные деньги?

– Денег лишних никогда не бывает, но мы посмотрели бюджет в конце прошлого года и нашли 25 миллионов на строительство социального дома. Все началось с того, что область дала нам средства на расселение аварийного жилья. Расселили, а дома остались. Тогда мы решили их сломать, построить новый дом на 25 квартир и отдать все до одной квартиры очередникам. Я понимаю, что это капля в море, но для меня очень важно, что жилье получат те, кто давно уже потерял надежду. Среди этих людей есть ветераны войны, есть бабушки, которые десятки лет ждут квартиры и уже отчаялись… Социальное жилье нужно строить обязательно.

– За Вами не только комитет градостроительства и жилищнокоммунального хозяйства, но и избиратели. С какими вопросами они, как правило, обращаются?

– В основном это вопросы, связанные с жильем. Кстати, по поводу ЖКХ пока не было ни одной жалобы. Правда, моя общественная приемная начала работать не так давно.

Два дня в неделю я работаю в округе, но у меня хорошие помощники, они будут вести прием регулярно.

– Александр Алексеевич, за последние четыре года Ваша жизнь стремительно изменилась.

В 2004 году вы оставили бизнес, чтобы стать мэром, в 2008-м – Вы депутат Законодательного Собрания. Как Вы оцениваете результат этих перемен?

– Результат – это первые седые волосы и очень хороший жизненный опыт, серьезное самообразование. Я четыре года назад и сейчас – это два разных человека.

– Когда вы были коммерсантом, власть критиковали?

– Конечно! А теперь я хорошо понимаю, что во власти люди делают титаническую и не всегда благодарную работу. Сегодня я знаю, за что критикуют меня, но я нормально к этому отношусь. Я в ладу с собой, делаю то, что считаю нужным. И могу с цифрами, аргументированно доказать, почему я поступил именно так, а не иначе.

– Скажите несколько слов о своих коллегах по комитету.

– Это председатель Совета директоров производственного объединения «Ульяновскмебель» Анатолий Георгиевич Еленкин, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии профессор Вячеслав Валентинович Алексейчик и директор «Самаратрансгаза» Олег Александрович Степаненко – вопросы газоснабжения как раз в нашей компетенции. В комитет подобралась команда сильных профессионалов, с каждым из которых я рад работать.

Александр Алексеевич Молочков Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области четвертого созыва, избран по Димитровградскому одномандатному избирательному округу №8. Член партии «Единая Россия».

Родился 2 июля 1962 года в Димитровграде Ульяновской области. С 1982 по 1994 год работал на Димитровградском автоагрегатном заводе. В 1994 году стал директором ТОО «ГАЛС», затем заместителем директора и директором ООО «Автокомплектсервис». В 2000 году учредил ООО «ДАН», где работал директором. В 20042008-м занимал должность главы муниципального образования «Город Димитровград».

Член фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Ульяновской области.

Председатель комитета по развитию градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.