На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев подписал закон о внесении поправки в статью 115 Семейного кодекса, согласно которой в пять раз увеличивается неустойка за просрочку алиментов. Однако кто раньше не платил своему ребенку, не будет делать этого, видимо, и сейчас, поэтому планируется ужесточить меры к тем, кто отказывается от выполнения своих родительских обязанностей. Этой теме была посвящена организованная на днях по инициативе Управления федеральной службы судебных приставов (УФСПП) по Ульяновской области конференция.

В соответствии с Семейным кодексом при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновник уплачивал неустойку в размере 0,1 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Поправка, вступившая в силу 3 июля, предусматривает повышение неустойки до 0,5 процента от суммы невыплаченных алиментов, то есть в пять раз.

По данным УФСПП, на котором лежит бремя по взиманию долгов с алиментщиков, число дел исполнительного производства по алиментам возрастает. С 1992 года по 2005 год число преступлений на почве злостного уклонения от уплаты алиментов увеличилось в 1,6 раза, тогда как число разводов колебалось не так сильно. Сама проблема выплаты алиментов, по разным расчетам, касается более четырех миллионов российских детей.

По словам главного судебного пристава Ульяновской области Виктора Бабиева, невыплата алиментов альных проблем и силами одних лишь судебных приставов с ней не справиться: «Проще, когда родители, или хотя бы один из них, работают, но довольно часто уклоняющихся приходится искать. И здесь мы вынуждены рассчитывать лишь на свои силы – милиция розыском должников не занимается. Ищем сами порой и после того, как ребенок становится совершеннолетним суммы долгов часто переваливают за 200-300 тысяч рублей».

Речь на мероприятии не шла о таком явлении, когда родитель для того, чтобы платить как можно меньше денег ребенку, специально устраивается на малооплачиваемую работу или указывает лишь часть своего дохода. Задача приставов взять с должника хоть какие-то средства. Но чаще всего (таких большинство) дело приходится иметь с людьми, ведущими асоциальный образ жизни. Бомжи, пьяницы и наркоманы не имеют средств на личное содержание, не говоря уже о детях. Некоторые из таких сами живут на попечении своих престарелых родителей. «Многие лишены родительских прав, – продолжал Бабиев, – поэтому для них становится полной неожиданностью приход пристава с требованием погасить задолженность по алиментам. Абсолютно все из них думают, что лишение родительских прав освобождает их от всех обязательств перед детьми, но это не так».

Еще одна категория алиментщиков может разъезжать на дорогих машинах, иметь большой дом и питаться в ресторанах. «Но начинаешь проверять, – говорит Виктор Бабиев, – ничего на нем нет, все записано на родственников или других людей. В таких случаях руки у нас связаны и единственный выход – обращаться получателю алиментов в суд на признание права собственности».

По словам депутата ЗСО Игоря Тихонова, долгое время проработавшего в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неполных семей ущемлены по отношению к своим сверстникам, а потому изначально склонны к совершению преступлений. «Однако особого внимания, – считает депутат, – требуют к себе дети, лишившиеся попечения обоих родителей. Во-первых, для них важен моральный фактор выплаты алиментов: перечисление на счет ребенка хотя бы символической суммы каждый месяц становится своеобразной формой его общения с родителями. Во-вторых, таким детям приходится очень тяжело в момент вступления во взрослую жизнь. Чаще всего они к ней не готовы, поэтому материальная помощь от родителей приходится как нельзя кстати».

Игорь Тихонов выступил с предложением создать единый областной банк данных на таких детей, для того чтобы им легче было оказывать помощь.

Виктор Бабиев, в свою очередь, выступил с более действенным предложением – по примеру Москвы создать региональный специальный алиментный фонд, который бы оказывал помощь нуждающимся детям.

«Судебные приставы ищут должников и работают с ними, но все это занимает время. Ребенок между тем растет, и средства на существование ему необходимы уже сейчас. Считаю, региональным властям вполне по силам создать некий фонд поддержки детей, лишенных родительской опеки, с дальнейшим пополнением его за счет средств, изымаемых у неплательщиков».

А пока УФСПП вынуждено предпринимать нетривиальные меры воздействия на неплательщиков алиментов. Ограничение прав должников ранее коснулось запрета на выезд из России за границу, на пользование мобильной телефонной связью, кабельным телевидением и перемещения на личном транспорте.