С переходом на одноканальное финансирование, считают в ульяновском мин-здраве, благосостояние больниц и врачей вырастет, а качество медицины возрастет. При этом платные услуги постепенно будут сходить на нет (но совсем, конечно же, не исчезнут). Поскольку, по меткому выражению главы территориального Фонда обязаиельного медицинского страхования Натальи Кричановой, деньги будут идти за пациентом. Продолжаем публиковать ответы министра здравоохранения Ульяновской области Федора Прокина на вопросы журналистов во время его пресс-конференции
Так что же дает новая система одноканального финансирования здравоохранения населению и самим медучреждениям?
— Плюсов здесь много, — считает Федор Григорьевич. — Пока лечебные учреждения работают по сметному финансированию, они получают деньги вне зависимости от того, работали или нет. Сидел врач на стуле и ждал пациентов или лечил их в поте лица как можно лучше. Сегодня для нас, медиков, важна численность населения Ульяновской области. Будет больше численность — будет больше фонд, больше будет специалистов. Врач будет получать больше. Богаче будут наши лечебные учреждения. А имея средства, они быстрее смогут приступить к модернизации. Конечно, за время действия нацпроекта «Здоровье» наши учреждения здравоохранения сильно преобразились. За два года у нас появилось такое количество нового оборудования, которое раньше мы получали на протяжении десятилетий.
— Полис станет денежным документом. Что-то в это слабо верится…
— Он всегда был и остается денежным документом, — включается в разговор исполнительный директор ТФОМС Наталья Кричанова. — При посещении поликлиники деньги всегда идут за пациентом. Насколько нам удастся обеспечить гарантии полного бесплатного обеспечения, это покажет работа во втором полугодии. Говорить о том, что полностью исключаются платные услуги, это будет неправильно. Потому что дорогостоящие услуги и услуги, не вошедшие в программу гарантий, они есть и будут. Сервисные услуги, например, которые тоже не входят — улучшенного, повышенного качества. Я считаю, что задача минздрава и наша, ОМС, — в начале 2009 года определить: так что же у нас платное, а что — бесплатное. И это не только наша задача. И президент Медведев, и Путин постоянно говорят о том, что надо конкретизировать программу государственных гарантий. Чтобы все было ясно и понятно: что у нас за деньги, а что бесплатно. И самое главное — обеспечить гарантии, которые предусматривались еще по закону 1993 года «Об обязательном медицинском страховании», который в то еще время гарантировал выбор лечебного учреждения, выбор врача… А в жизни это не получилось. Население было прикреплено к определенному лечебному учреждению, карточки лежали там. И естественно, когда пациент собирался в другую больницу или поликлинику, он приходил туда с чистым листком. Без истории болезни, как его лечить? Получить качественную медпомощь без знания динамики, без истории болезни практически невозможно.
— Не получится то же самое в этом эксперименте?
— Думаю, нет. Мы планируем обеспечить нашим пациентам именно оказание качественной помощи в любом лечебном учреждении. Будем смотреть, что из этого получится. Как только начнем работать, будет видно, куда пошли люди, куда пошли деньги. Самое главное, что мы хотим получить: то лечебное учреждение, которое оказывает качественную медицинскую услугу, хорошо работает, получит и больше средств. При бюджетном сметном финансировании непонятно: то ли ты работаешь, то ли сидишь ждешь пациента. Деньги ты получишь в любом случае. В данном же проекте, если коллектив работал, деньги будут поступать в лечебное учреждение за оказанную конкретную услугу, то есть за пациента.
— Федор Григорьевич, вы говорили об оптимизации сети. Слово — пугающее. Для большинства населения оно означает сокращение бюджетных коек в больницах, вообще закрытие лечебных учреждений.
— Не надо бояться этого слова. Оптимизация не навязывается сверху, это естественный процесс. Все будет зависеть от самих лечебных учреждений, их возможностей, наличия высококлассных специалистов, новейшего оборудования. Я всегда говорю руководителям: позаботьтесь о специалистах, только они смогут привлекать больных. Ну и — об оборудовании. Конечно, сейчас делается упор на оказание амбулаторной помощи, создание коек сестринского ухода, неотложной помощи и стационаров интенсивного лечения. В учреждениях с малым количеством коек никаких изменений не будет. А там, где коек много и большое сметное финансирование, придется оптимизировать сеть. Останется то количество коек, которое предусмотрено программой государственных гарантий, рассчитывающейся по нормативу на численность населения Ульяновской области.
Если больных больше?
— Что делать, если по нормативу коек достаточно, а больных больше?
— Для этого необходимо специально создавать отделения или центры, или больницы сестринского ухода, которые будут финансироваться отдельно из бюджета или бюджета муниципального образования, или субъекта Федерации. В зависимости от того, где будет расположен и кому подчинен этот медицинский центр. И таких больниц может быть не одна, не две, а в зависимости от потребности. Думаю, будут создавать и межрайонные медицинские центры. Взять, к примеру, юный куст области. Самая хорошо оснащенная больница — в Новоспасском. В остальных имеются проблемы. Вот на базе Новоспасской ЦРБ и можно открыть такой межрайонный центр.
— Димитровград тоже переходит на одноканальное финансирование? Ведь там хозяева — ФМБА.
— Димитровградская МСЧ-172 на эту систему не переходит, их финансирует (и, кстати, гораздо лучше, в больших объемах, чем предусмотрено по программе государственных гарантий) федеральное медико-биологическое агентство. Но это не значит, что димитровградцы «выпадут» из других областных и федеральных программ. Они также будут получать запланированные деньги.
— А ульяновские больницы?
— Они перейдут на эту систему только с 1 января 2009 года. А вот областные учреждения, расположенные в черте Ульяновска, уже перешли с 1 июля.
— Насколько я понимаю, в новых условиях каждое лечебное заведение станет само себе хозяином. Кто будет проверять, как они выполняют программу госгарантий?
— Министерство. За нами остаются все организационно-контрольные функции и функции финансового управления. Мы также отвечаем за обучение кадров, за поставку оборудования. Вы правы: главное — анализ, учет и контроль. И если необходимо, всегда поправим тех, у кого что-то не получится. Во всяком случае, сами пациенты станут главным индикатором и контролером работы лечебных учреждений. Пациент будет поставлен во главу угла лечебного процесса. Ведь от него напрямую будет зависеть финансирование больницы. Мы не оставим население Ульяновской области без оказания медицинской помощи нигде. В каждом отдельном случае будут приняты все меры, чтобы программа государственных гарантий функционировала в нормальном режиме, чтобы людям оказывалась вся необходимая первичная медицинская помощь, а все другие виды помощи перенесем в другие населенные пункты. Эксперимент только начался. Посмотрим, что покажет жизнь.
P.S. Думаем, не лишним будет рассказать о том, что же это такое система государственных гарантий, то есть что конкретно в нее входит. Разговор об этом мы поведем на следующих страничках «Народного доктора», предоставив слово тем, кто напрямую будет реализовывать саму программу.