Гастроли московского цирка
С 13 июля ульяновское шапито опять ожило. К нам снова приехал московский цирк. На этот раз зрители смогут увидеть цирковую программу «Сафари».
Это название уже на слуху ульяновцев, цирк был у нас с этой программой два года назад. Но программа значительно обновлена. Ее видели только москвичи, она в новом виде впервые была представлена 24 мая этого года в рамках подготовки к IV Всемирному фестивалю циркового искусства в московском цирке-шапито «Радуга». «Сафари» показал себя как завершенный целостный спектакль. Художественные руководители программы те же – представители известных цирковых династий, потомственные артисты Сергей Нестеров и Елена Федотова. Новинками поделился с нами конферансье программы, акробат, иллюзионист, заслуженный артист России Андрей Иванов:
– Сразу скажу, что аттракцион «Африканское сафари» остался без изменений. Зрители по-прежнему смогут увидеть выступления экзотических животных, леопардов на свободе, зебру-футболиста. Но животные сами по себе в силу своих непредсказуемых характеров всегда ведут себя по-разному, поэтому их смотрят с большим интересом.
Что нового? Прежде всего хочу отметить, что за два года многие артисты «Сафари» стали лауреатами международных конкурсов. Новые работы покажут зрителям Алиса Нестерова со своими четвероногими друзьями, Анастасия Федотова даст мастер-класс без седла на своем жеребце Ринге. Зрители также увидят конноакробатический номер под руководством Раисы Шаниной, новую постановку акробатического номера «Сеть» под руководством Анны Зверевой. У нас появилась новая воздушная гимнастка Наталья Кубата, номер сделали буквально полтора месяца назад в Москве в цирке «Радуга». К нам присоединился клоун Харри, на самом деле смешной клоун. Его настоящее имя Игорь Яшников – заслуженный артист России, лауреат национальной премии «Цирк», лауреат конкурсов в Варшаве, Китае, Монте-Карло. Он мне чем-то напоминает клоуна из старой гвардии Енгебарова. Но у того были более лирические номера, а у Харри – смешные.
– А вы иллюзионистом давно работаете?
– Два месяца. Так случилось, что надо было поменять программу для Ульяновска. Заказали реквизит. Но поскольку он стоит безумных денег, что нам не по карману, наш художественный руководитель Сергей Нестеров помог нам его приобрести.
– А вы с кем-то консультировались, как делать фокусы?
– В принципе я нашел интернет-магазин, который предлагает на продажу иллюзионные трюки. После чего наш знакомый композитор Денис Гарнизов написал музыку. Кстати, полпрограммы работает под его музыку. Несмотря на довольно-таки юный возраст – 23 года, Денис уже известен, к примеру, он пишет всю музыку для «Тодеса». Друг друга знаем давно, когда-то были знакомы с его папой, мой сын с ним дружит. Наша семья привела его в цирк как композитора. За месяц до показа иллюзиона он нам принес фонограмму. Она совсем не ложилась к тому, что задумали. В результате получился совсем другой номер, говорят, что с юмором. Если у нас все получится, реквизит сработает как нужно, зрители все увидят сами. Я очень волнуюсь, как никогда, потому что иллюзионный реквизит мы первый раз разобрали. Здесь два дня мучались, не могли собрать, но потом все сложилось.
– Андрей Владимирович, как так получилось, что вы в одном лице и конферансье, и акробат, и теперь еще иллюзионист?
– В качестве акробата я выступаю очень давно. В «Сафари» с 2002 года. Изначально наш номер назывался «Акробатическое трио» с участием моей жены Марины, заслуженной артистки России (сейчас она вышла из номера), и сына Кирилла, которому на тот момент было 16 лет. Тогда же Кириллу дали еще один номер – эксцентрику «Бокс с кенгуру», где он стал бессменным противником кенгуру-боксера Рокки. И если не работает кенгуру, значит, Кирилл трудится за двоих. А в «Африканском Сафари» – второе отделение программы – за ним укрепился образ «Папуаса-комика». Я сына редко нахваливаю, считаю, что это должны делать другие, но скажу честно, с поставленными задачами он справляется блестяще.
Конферансье стал случайно. Летом 2003 года «Африканское Сафари» гастролировало по России в составе группы «Золотого цирка-шапито Юрия Никулина». Меня попросили вести программу. Так, в «Золотом цирке» я впервые попробовал себя в роли конферансье, или как принято называть в цирке – шпрехштал-мейстера.
– А как вы дослужились до заслуженного ?
– С 80-го года работал в Москонцерте артистом, а с 1994 года акробатом в Московском цирке Никулина в разных акробатических жанрах. В 2000 году мне и жене Марине присвоили звание Заслуженных артистов России. В этом есть и заслуга сына Кирилла. В шесть лет он стал обладателем специального приза жюри на международном конкурсе артистов цирка в Вероне. Формально Кирилл работает артистом в цирке на Цветном бульваре с 1993 года, с 1994 года, в 8 лет, его взяли в штат Московского цирка Никулина. Сейчас он лауреат международного конкурса Всемирного фестиваля циркового искусства.
Кстати, я еще не сказал, в программе используются последние разработки световой шоу-техники и различные спецэффекты. В первый приезд их вообще не было. За два года мы сменили их трижды. Здесь столкнулись со сложностями, не могли подвесить этот свет. У цирка-шапито есть свои особенности, не совсем подходящие для различных приспособлений, особенно если они весят около трех тонн. Но мы все-таки сделали хитрую конструкцию, и техника заработала. Никакой разницы между тем, как цирк работал в Москве и в Ульяновске, не будет.
– С какими-то другими сложностями в Ульяновске вы столкнулись?
– Мы были просто к ним готовы. Это преимущество второго приезда. Одно из главных неудобств – здесь практически нет гардеробных. Вагончик, где меня разместили, очень узкий. Мне за представление приходится переодеваться раз пять. Это надо делать очень быстро, и для начала надо успеть добежать от манежа сюда, во дворик. В других городах гримерные находятся прямо за кулисами. Еще одно немаловажное неудобство шапито – очень мало места за кулисами. У нас иллюзионный реквизит, который надо размещать в специальных помещениях. Условия жизни здесь далеко не супер. Но в тот приезд вообще не было никакой воды, сейчас хотя бы душ установили. Такой подарок сделала шапито одна из цирковых программ. Мы тоже привнесли свое – в каждом вагончике установили кондиционеры. Ульяновский цирк, его руководство и, главное, зрители хорошо к нам относятся, за что мы им благодарны.