Восемь лет назад, 8 августа 2000 года, не стало замечательной ульяновской актрисы, народной артистки Лии Ефимовны Радиной. Каждый год в этот день актеры, театральные деятели, поклонники актрисы собираются возле мемориальной доски на доме, где она жила. Так было и вчера. Красные лепестки цветов, оставленных ими, привлекают еще людей. И никто не жалеет, что подошел и вспомнил еще раз Радину.
Инициатором установки мемориальной доски была мэрия Ульяновска. Мэр Сергей Ермаков вчера принес к дому любимой актрисы букет роскошных роз.
– У нее был заряд энергии на столько лет! Я всегда восхищался ею, – вспоминает Сергей Николаевич. – Было две главные минуты для Лии Ефимовны в театре – торжественная и напряженная, когда она выходила на сцену, и сопровождающееся овациями завершение ее роли в спектакле. Все фронтовики кланялись ей, когда она исполняла песню «Синий платочек». Никто никогда так ее не пел – от души, сердечно. Я вспоминаю Лию Ефимовну как доброго, мудрого, сильного человека.
По словам народной артистки Кларины Шадько, в театре восемь лет ощущается дефицит энергии, остроумия, таланта Радиной. «Владыка Прокл называл ее «Человек-оркестр». Она оставила нам о себе такую светлую память, что забыть ее трудно. Она всегда с нами, тут, в театре».
Народный артист Алексей Дуров вспоминал, как был «подшефным Радиной и ее мужа, замечательного актера Шарымова. Впоследствии Алексей Данилович сыграл вместе с Лией Ефимовной множество ролей, был ее верным и любимым партнером.
Жаль, что Сергей Кондратенко пришел без гитары. Радинский «Синий платочек» – это в большой степени и его струн дело. Говорит, что песню ту теперь поет только про себя: не с кем. «У Радиной в слове «строчит» было 10 «ррррр», и там умещались все пулеметы мира, которые строчили за наш народ». И еще вспоминал Кондратенко, как умела актриса скрывать недомогание, не желала показывать на людях слабость.
– Как-то после премьеры надо было подняться на восьмой этаж без лифта. Ей было уже тяжело. Мы шли вместе. Прошли два марша. Она остановилась и говорит: «Сережка, а вот анекдот». Рассказывать она умела смачно, заразительно, Жванецкий отдыхает. Прошли еще два этажа – она вспомнила еще анекдот. Вокруг уже собралась компания слушателей. Народ завел-
ся. Так и дошли до восьмого этажа. И только потом я, пацан молодой, понял, что она таким образом скрывала свою слабость, никому не показывала.
Отходила собравшаяся вчера публика от дома актрисы с аплодисментами. Ведь так принято провожать артистов со сцены. И не забывать.
Лилия ГРЕБЕНСКОВА.