Все чаще реклама зазывает, совершая крупную покупку, не копить на нее деньги, а оформить рассрочку выплаты. И все больше ульяновцев такой возможностью пользуются. Но при этом все чаще возникают ситуации, когда, расплачиваясь за кредит, люди чувствуют себя обманутыми, – отдавать банку приходится больше денег, чем казалось при оформлении кредита. О том, как не попасть в кредитную ловушку и что делать, если вы в ней все-таки оказались, мы спросили у специалистов.
Отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области занимается в том числе и обеспечением защиты прав потребителей в сфере кредитования. У специалистов отдела граждане могут получить устные консультации по интересующим их вопросам, а по письменным обращениям Роспотребнадзор проводит необходимые проверки. Так, с начала этого года отдел провел семь мероприятий по надзору в отношении кредитных организаций. В итоге в отношении четырех банков были возбуждены дела об административных правонарушениях.
Согласно законам, объяснили нам в отделе защиты прав потребителей, при оформлении кредита потребителю должна быть предоставлена вся информация о нем: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате, и график погашения этой суммы. Это требование достаточно часто банки нарушали еще пару лет назад. Сейчас, после ужесточения законов, подобные нарушения практически исчезли: при оформлении кредита потребителю необходимая информация предоставляется полностью. Нужно только внимательно прочитать документы, прежде чем подписывать договор, и не бояться уточнить не понятные сразу моменты, советуют специалисты. Осторожно стоит относиться и к так называемым «кредитам по карточкам», когда, получив банковскую карточку, можно воспользоваться лежащими на ней деньгами, а потом вернуть их банку на условиях кредита. Не спешите тратить эти легкие деньги, не ознакомившись в банке с условиями получения такого кредита.
Затем, если договор подписан и кредит получен, нужно точно соблюдать срок установленных выплат. Ознакомьтесь с графиком выплат и учтите, что не стоит приносить в банк деньги в день, указанный в графике. Лучше это делать заранее, ведь отданные в банк деньги могут зачисляться на счет еще несколько дней, и в итоге, вроде оплатив все в установленный срок, вы можете просрочить выплату и будете вынуждены заплатить пени.
Несмотря на ужесточение законов в отношении потребительского кредитования, случается, что банки все же вводят клиентов в заблуждение. Например, в этом году отдел защиты прав потребителей ульяновского Роспотребнадзо-ра разбирал обращение жительницы Ульяновска. Она выплачивала кредит досрочно и, когда позвонила в банк, чтобы узнать, какая еще сумма выплаты осталась, ей сообщили, что кредит погашен. А через некоторое время женщина получила документы о том, что у нее накопилась достаточно серьезная просрочка по этому, вроде бы погашенному, кредиту. Было установлено, что по телефону служащие банка сообщили ей неверную информацию – на момент звонка женщине оставалось выплатить по кредиту чуть больше 20 рублей. В результате же просрочки сумма долга выросла до нескольких тысяч. После обращения в Роспотребнадзор и проведенной проверки было достигнуто соглашение с банком о том, что женщина должна выплатить только остававшиеся 20 рублей.
Обратиться за помощью по вопросу выплаты кредита в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора можно по телефону 44-45-08. Позвонивший сможет получить устную консультацию, письменное обращение оформляется в самом управлении, расположенном по адресу: улица Дмитрия Ульянова, 4. Специалисты отдела еще раз напоминают: подписывая какие-либо договоры, внимательно читайте их условия, даже если речь идет и не о получении кредита.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.