О довольно странной дорожно-ремонтной ситуации на проезде Сиреневом возле домов №№ 5,7, и 15, мы писали совсем недавно в статье «Drang nach … проезд Сиреневый». Сегодня мы снова вынуждены вернуться на тот же самый проезд.

Как можно озолотиться на браке?

Напомню суть предыдущей ситуации. В июле возле этих домов вдруг возникли дорожные рабочие и в стремительном темпе убрали старый асфальт, а на его место уложили новый. Радость жильцов трех домов была недолгой. Качество нового асфальта оказалось намного хуже старого – он напоминает засохшую глину и легко крошится даже в руках.

Мы так и не смогли узнать, откуда возникли столь стремительные дорожные мастера. Эмблемы на дверцах техники говорили, что они из «Ульяновскдорстроя». Потом пошли разговоры, что они вроде бы из Старой Майны. Если последняя версия верна, то она во многом проливает свет на то, как и куда исчезает до половины средств выделенных на ремонт дорог и тротуаров. Каким же крутым экономистом нужно быть руководителю предприятия, чтобы пригнать из Старой Майны в Ульяновск технику, бригаду рабочих, привезти рабочий материал только для того, чтобы уложить чуть более 300 метров асфальта!? Или бракованный асфальт стоит дороже, чем выполненные таким образом работы? Ведь за бракованный асфальт умельцам из Старой Майны никто бы не заплатил. А вот за тот же асфальт, но уже уложенный в тротуар и за выполненную работу деньги из бюджета все равно поступят.

Один закапывает, двое откапывают.

Однако на этом дорожно-ремонтная эпопея на проезде Сиреневом не закончилась. Буквально через пару дней после того, как исчезли асфальтоукладчики, снова появилась тяжелая строительная техника и бригада рабочих. Теперь к делу приступили работники коммунальных служб. Дело в том, что рядом с раскопанным тротуаром под землей проложены коммуникации. Трубы, естественно, старые, прогнившие, их давно нужно было заменить. Что коммунальщики и принялись делать согласно плану. Для этого они раскопали глубокую и широкую траншею, которую от только что уложенного тротуара отделяет полоска песка в 5-15 см. ширины. В запале работы коммунальщики разбили часть бордюрного камня. Грунт здесь песчаный. Песок местами по краю котлована уже обрушился, и края нового тротуарного асфальта нависли над траншеей. При замене труб строительные краны и другая тяжелая техника неизбежно работают на тротуаре. Под их тяжестью свежеуложенный асфальт крошится, дробится и осыпается в траншею. Коммунальщики после себя практически никогда асфальт не ремонтируют. По крайней мере, на таких окраинных улицах, как проезд Сиреневый.

Всей этой страшно дорогой и неэффективной ремонтной дурости можно было бы избежать. Если бы на элементарном уровне согласовывались сроки проведения работ. Впрочем, в нашем случае времени у дорожников на согласования с коммунальщиками, по-видимому, просто не было. Им нужно было как можно быстрее закатать асфальт в тротуар, чтобы получить за это деньги. Зато теперь дорожники в преждевременной кончине новенького тротуара легко смогут обвинить коммунальщиков. Хотя до серьезных разборок между ними вряд ли дело дойдет. Ведь разрешение на проведение работ по стремительному асфальтированию, надо понимать, подписывал достаточно весомый чиновник из администрации района? Ему такие конфликты и огласка нужны менее всего. Так наши псевдотротуары легко превращаются в золотые.

Как тратить немного, а жить красиво?

Конечно, при такой организации работ ни у одной страны мира денег на ремонт дорог и тротуаров не хватит. Но ведь во многих, даже менее богатых, по сравнению с Россией, странах тратят на их строительство и ремонт не столько много. А живут намного красивее и чище, чем мы. Почему?

Во многом этим мы обязаны полету творческой мысли архитекторов и строителей, а также «мудрому партийному руководству» еще 50-60-х годов прошлого века. Тогда при массовой застройке городов было решено из соображений экономии отказаться от классических тротуаров, которые возвышаются над землей и проезжей частью дороги на несколько сантиметров. В итоге мы имеем то, что имеем. Асфальтовые дорожки давно оказались ниже уровня земли. Поэтому во время дождя или таяния снега они превращаются в реки и ручьи.

А в скандинавских странах тогда пошли по другому пути. Большая часть коммуникаций в районах новостроек у них проложена прямо под тротуарами. Скандинавы исходили из того соображения, что при транспортировке тепла и горячей воды полностью потерь избежать все равно не удается. Поэтому «потерянное» тепло обогревает тротуары. И дворникам тамошним полегче, и люди по лужам и льду там не ходят. Тротуары в тех странах практически никогда не заливаются асфальтом, а укладываются плитами длинной 1,5–2 метра. При авариях скандинавские коммунальщики небольшими кранами поддевают плиты, под которыми произошли порывы, быстро меняют трубы и аккуратно ставят плиты на место. Дешево и чисто. Но ведь скукотища-то какая для населения! Ни каких тебе луж по колено, ни развороченных траншей-воронок, обходить которые по грязи нужно иногда пару месяцев, иногда пару лет, а иногда всю жизнь.

Возможно, властям, которые затеяли благое дело ремонта дорог и тротуаров, стоит задуматься? И не покрывать новым асфальтом старые аварийно-технические проезды, а превратить их в классические тротуары по скандинавскому образцу? Да, это обойдется дорого. Но в любом случае, не дороже содержания убогих проездов, созданных по дорожно-ремонтным технологиям середины прошлого века, которые превращают заурядные тротуары в золотые и обрекают нас жить в вечной грязи.

Юрий Кораблев