Ульяновскому предпринимателю Дмитрию Илюшину 37 лет. Большую часть своей жизни он посвятил бизнесу. Плохо или хорошо шли дела – он оставался верен своему кредо: сделать все, что в силах, чтобы быть «выше, лучше, сильнее». В последние несколько лет в его жизни все изменилось. Теперь его больше волнуют тайны и загадки родной Ульяновской области. Впрочем, обо всем по порядку…

РАЗРУШАЮЩАЯСЯ ИСТОРИЯ

Свои поездки он называет экспедициями. Вооружившись фотоаппаратом и залив полный бак бензина в свой «Мерседес», он отправляется в путь… Четыре колеса преодолевают бездорожье, распутицу, шаткие навесные мосты ради того, что может и не случится – найти что-то, доселе невиданное…

– Конечно, машина убивается быстро, – начал свой рассказ Дмитрий. -Но иначе – никак. Все интересное, что сохранилось в нашей области, это такая глухомань, куда не каждый внедорожник проедет. Если где и найдешь что-то по-настоящему ценное • так это там. Где ни коммунисты с тракторами в свое время, ни современные варвары, которые сносят вековые дома, чтобы коттедж построить, еще не побывали… И вот эти-то крохи я и считаю настоящим историческим достоянием, которое нужно беречь, ценить и восстанавливать…

Главной находкой предпринимателя стало родовое поместье, расположенное в одном из сел на границе Карсунского и Майнского района.

– Я уж и не знаю, кто там раньше жил и кому он принадлежал, но в народе этот дворец называли Анненковым. Вообще в Ульяновской области по большей части деревянное зодчество – здесь же было пограничье, постоянно случались войны, набеги, а потому и редко строили на века. А тут я обомлел – правление колхоза расположилось в настоящей дворянской усадьбе. Колонны, въезд, шикарный ухоженный сад… Это был где-то 1998 год. И сегодня то, что осталось, выглядит внушительно, однако прежнего величия как не бывало! Как рассказали местные, несколько лет назад усадьба, изнутри отделанная деревом, выгорела. Остались только стены, которые ветшают с каждым днем… Время доделает с поместьем то, что не успели все остальные…

Еще один враг творения рук человеческих – сами люди. Настоящие жемчужины былых времен прячутся там, куда они редко забредают – иначе бы растащили на сувениры…

– Например, есть такое место в Старой Кулатке. Туда я еще не добрался… Остов старого языческого храма Тэнгре, напоминающего шотландский Стоунхендж. Говорят, на храме, посвященном волчице, еще сохранились древние надписи и рисунки… Он укрыт от досужих глаз в укромном месте, а потому найти его сложно…

ПО ПРОЗВИЩУ «СТАЛКЕР»

Вот уже два года каждые выходные для Дмитрия начинаются за рулем машины. Теперь его не удивишь «дикими» местами, куда не ступала нога человека, а 15 лет назад он только начинал колесить по области. Его необычное хобби появилось благодаря… бизнесу.

– В середине 90-х годов я активно сотрудничал с колхозами. Привозил на заказ запчасти к технике, менял их на зерно и другую сельхозпродукцию. Сначала, естественно, была разведка: методично объезжали село за селом, чтобы узнать, с каким председателем можно работать, с каким лучше не связываться. Тогда еще большинство колхозов худо бедно работали… Обычно было так -уезжаешь с утра, решаешь все дела, а потом оставалась куча свободного времени. Возвращаться домой? Скучно. Изучал окрестности. Заезжал в такие дебри, что сам диву давался: деревушка – три двора без кола, а резные наличники – настоящее произведение искусства… До сих пор часто вижу: дом покосился, ставни заколочены – а крылечко, как в царских палатах, с вензелями…А вообще много мест, которые не отмечены на туристической карте Ульяновска, но потрясают воображение своей красотой, я нашел в те «мохнатые» времена.

Тогда же у Дмитрия Илюшина и появилось прозвище – «Сталкер». Коллеги по бизнесу наградили этим званием за умение пролезть в игольное ушко.

– Тут такая история… , – на минуту замолкает он, обдумывая, сказать или нет, – мы же не только в Ульяновской области контакты налаживали, но и в соседнем Татарстане. А в то время там действовало строгое распоряжение Шаймиева: никакую сельхозпродукцию за пределы региона не продавать, зерно не вывозить… В итоге договариваемся на бартер, привозим председателю запчасти, грузим в машину зерно – но через трассу путь заказан. Если с грузом на посту попался, считай, что подарок сделал республике Татарстан …На постах ГАИ все машины с зерном, выезжающие за пределы республики, останавливали и отправляли на элеватор. И все, за что ты уже деньги отдал, уходило в резервный фонд Ментимира Шаймиева, а тебе -шиш с маслом.

Пришлось стать контрабандистом в собственной стране…

Как мы только ни партизанили – мотались с рациями, переходили реки в брод, выезжали по разваливающимся мостам на заросшие проселочные дороги… «Пробивали лыжню» нам порой сами председатели – им тем более нельзя было афишировать экономические связи с соседями…

СУРСКИЙ БЕРЕГ

Сегодня его толкают в путь интересы другого рода. Он по крупицам собирает историю…

– Вообще поиск – это отдельная тема,- продолжает Дмитрий. – Если хочешь что-то найти, никогда нельзя ставить перед собой конкретную цель… Мне доставляет удовольствие уже само ощущение дороги. Ты в пути, ты свободен, ты принадлежишь сам себе…

Чтобы найти что-то, нужно просто уметь внимательно смотреть. Например, ехал по грунтовке, остановился. А под слоем асфальта проступила брусчатка, древняя, я и не скажу, какой век. Я, не будь дураком, отправился по ней – интересно же, куда люди тракт проложили за несколько веков до твоего рождения. Эта дорога вывела к удивительному месту – берегу Суры. Там пологие спуски к воде со стороны Ульяновской области, а буквально через семьдесят метров, на другом берегу – глухой лес Мордовии. Но самое интересное даже не это -красивых пейзажей в нашем регионе море. С нашей стороны, на равнине, возвышаются два холма. И выглядят они точь-в-точь как насыпные валы, которые я видел в Марий-Эл: под ними нашли древнее городище… Вполне возможно, что и нас ждет археологическое открытие, ведь люди селились на берегах рек с незапамятных времен… Сура – любимая река путешественника. В свое время она была главной судоходной артерией, также как и Волга. В распоряжении Илюшина есть даже карта, где отмечены эти порты…

– Странно, что до сих пор ни один такой порт не был найден. А ведь то, что история нашего края начинается гораздо раньше 15-го века – факт. Принято считать, что здесь селились не особо развитые племена, но мне в это слабо верится. Не может земля с такой плодородной почвой, с такими путями сообщения – в районе нашей Скугореевки проходил Шелковый путь (это доказано!) – быть малообжитой пустыней. Просто находки, которые способны кардинально перевернуть наше представление о себе, ждут своего часа…

СТОЛЫПИНА УТОПИЛИ В СВИЯГЕ

• Пока история хранит одни свои загадки, на другие уже известен точный ответ. Разговаривая с людьми в своих поездках, Дмитрий Илюшин узнал немало интересных фактов…

Есть в запасниках Илюшина городская легенда-быль. В свое время Симбирск украшал монумент Петра Столыпина. После революции видного деятеля царской России свергли с пьедестала. Считается, что памятник ухнули в Волгу – и концы в воду, как говорится. Где же его найдешь теперь в Куйбышевском водохранилище?

– А не так оно было… Оказалось, у моего приятеля дед был из тех самых студентов, которые этот памятник ломали и тащили «в утиль». А до Волги-то далеко переть, и все по косогору. Замучаешься. Утащить-то его утащили и утопили на самом деле, но в противоположной стороне – в Свияге. Дело было зимой, и Столыпина бросили в прорубь, в 30 метрах от берега. Где – тоже известно. В тине сидит конечно, глубоко, но достать-то можно…

Есть и еще одно место на карте Ульяновской области, где можно искать спрятанное культурное наследие.

– Земля рано или поздно поглащает все, созданное руками человека, но это не значит, что не возвращает обратно… Например, слышал я такую историю: в одной из церквей Вешкаймского района, построенной в 1812 году, прихожане успели спасти колокол до прихода коммунистов. Его закопали глубоко в землю, так, чтобы «не всплыл»… Даже точное место известно. Но пока раскапывать находку никто не спешит. Люди не ценят свою историю. Что говорить, если старинные церкви, которые еще можно спасти, восстановить, рассыпаются у нас на глазах. А ведь это же культурное наследие, это то, что нужно беречь и лелеять. Как минимум для того, чтобы было, что показать тем же туристам. На туризм у Илюшина – свой взгляд – Многое из того, что видел своими глазами, хотелось бы показать другим. Но не по путевкам и за бешеные деньги. В Европе, например, очень развит «дикий» туризм по обмену: договариваются люди между собой, даже незнакомые, и ездят друг к другу в гости. Что в итоге? Уникальный маршрут и море впечатлений от непридуманной, нелакированной жизни.

Он может часами рассказывать о том, что видел, потому что живет этим. Но ради этого увлечения пришлось пожертвовать той, другой жизнью и своим делом…

– Да я бы не сказал, что это жертва. До сих пор, конечно, дела веду, но объемы уже не те и заработки соответственно. Но это абсолютная ерунда. В жизни каждый человек делает выбор. Он делает его каждый день. При этом мы почему-то считаем, что завтра обязательно будет лучше… А будет ли? Нельзя упускать время. Ты можешь положить всю жизнь на то, чтобы в кошельке водилось. А в 50 обнаружить, что тратить-то их некуда и вспомнить нечего. Я хочу получать от жизни удовольствие сейчас – и наслаждаться каждым днем своей жизни… Ведь это настоящее счастье, когда молчит мобильный телефон, а спишь под открытым небом.

Алена КНЯЗЕВА