Торговля

Редкий магазин сегодня не называет себя гордым словом «супермаркет». Разумеется, есть среди них такие, которые предпочитают люди с хорошими доходами. А есть такие, куда ходят теперь люди или вовсе небогатые, или те, у кого просто нет времени воспользоваться услугами других супермаркетов. Вот и идут в тот, которые поближе к дому или по пути. И сервис в разных супермаркетах весьма различен.

Возьмем магазины для небогатых. Товар в принимается в любое время дня, что, конечно, крайне неудобно и для самих продавцов, и для покупателей: приходится переступать через горы коробок, пластиковых упаковок с бутылками – зачастую все это изобилие громоздится на самих полках с продуктами, что создает еще более нервозную ситуацию. Однако главная «фишка» – это ценники, разобраться в системе которых крайне сложно, что взрослому, что ребенку. Меня, например, в одном из супермаркетов (из тех, который «по пути») вполне бы «нагрели» на 63 рубля с копейками, если бы не настырность моей приятельницы, которая три раза в течение сорока минут отправляла меня в магазин «бороться за справедливость».

Купив продуктов немногим более чем на 100 рублей, я возжелала прикупить еще и зубную щетку. Под кучкой щеток висел ценник – 19 рублей: вполне устраивает. Когда кассир произнес: «188 рублей», немного поплохело – думаю, что ж из продуктов так резко подорожало? На улице рассмотрела чек. Оказывается, это зубная щетка «наварила» такую цену! Приятельница тут же обратила внимание, что в газетном киоске подобная щетка стоит 20 рублей, и погнала меня назад в магазин.

Не буду пересказывать «трехразовое» общение с администратором – это всем (или почти всем) известно. Главная новость – оказывается, ценники в этом магазине, по признанию администратора, устанавливаются не ПОД, а НАД товаром. Что, на мой покупательский взгляд, противоречит здравому смыслу. Психология человека-покупателя устроена во всем мире так, что, выбирая товар, он непременно взглянет на ценник именно ПОД ним, а не будет пялиться на ценник вверху полки, где лежит (или висит) другой товар.

По истечении времени мне все же удалось вернуть свои деньги, встретив презрительный взгляд администратора. «У нас супермаркет, а не базар», – кинула она мне вслед. Так ведь и я о том же! Если на базаре торгуют сплошь и рядом непрофессионалы, то в магазины сети, смею думать, попасть не так просто. Как и держать марку качественного обслуживания. Покупатели, наблюдавшие «принуждение к миру», рассказали мне немало интересного, связанного с покупками здесь. Одна старушка, плохо видящая и в очках, и без, положила в корзинку вместо пакета с пшеном пакет с кукурузной мукой – цвет-то один. Над ней посмеялись, но поменять пакеты не разрешили. Женщина рассчитывала купить сырок за четыре с копейками – на кассе пробили девять (сорт сырка действительно иной), но ни вернуть, ни поменять не позволили, хотя и признали, что «ценники перепутаны». Так же «перепутаны» или висят сверху товара они и на рядах с консервами, конфетами, печеньем.

Кому это выгодно – не знаю. Покупателю – явно нет. Правда, мужчина рассказал, что ему удалось все-таки, как и мне, вернуть однажды в том же супермаркете деньги за сырок, который под фольгой оказался зеленым от плесени. Это к вопросу о том, должен ли товаровед хоть изредка пересматривать продукты, чтобы отделить «зерна от плевел». Конечно, можно на все претензии покупателей гордо заявлять, что у них не базар, а супермаркет. Только вот одно из значений слова «маркет» носит понятие «сбыт». И хотелось бы, чтобы дело суперСБЫТА было налажено на «отлично», без оглядки на магазины для бедных и богатых.

Людмила Дуванова