В Ульяновской области продолжается закрытие сельских школ. Если раньше причину называли прямо: «нет денег», то теперь нашли прикрытие – «низкое качество образования», индикатором которого якобы стал проваленный сельскими школьниками ЕГЭ…

«Не закрытие, а реорганизация…»

… поправляют нас в областном департаменте образования. Только суть от этого не меняется. Открыто ликвидировать школы не позволяет закон об образовании. В то же время содержать их с введением 131 закона о местном самоуправлении селам не под силу… А поскольку пересматривать закон никто не собирается, чиновники думают, как «законно» избавиться от «лишних» школ. Их лишают статуса юридического лица, превращают в филиалы более крупных школ, а закрыть филиал гораздо проще… Конечно, чиновники эту картину рисуют иначе.

– Малокомплектные сельские школы не отличаются хорошим качеством образования, – поясняет пресс-секретарь департамента образования Ульяновской области Марина Щучкина. -Это показали отметки по ЕГЭ. В среднем по России у нас неплохие показатели, но вниз тянут малокомплектные школы. Они не дают ученикам достаточно знаний для поступления в вузы.

И все-таки в некоторых селах ЕГЭ совсем не причем. Например, на станции Бряндино в Чердаклинском районе закрывают школу, которая в этом году не сдавала ЕГЭ, потому что не было одиннадцатиклассников. А из выпускников прошлого года почти все поступили в вузы и учатся на бюджетной основе.

Даже не предупредили

В станционно-бряндинской средней школе все готово к учебному году. В мае она прошла аккредитацию – учителя за свой счет привозили комиссию. В июне родители на свои средства отремонтировали классы. А в июле стало известно, что школу закроют…

– Даже не предупредили, что мы остаемся без работы! – говорят учителя.

Селяне, услышав, что школу могут закрыть, написали письмо губернатору (подписались около 70 жителей). Им ответили (почему-то из администрации Чердаклинского района), что с 1 по 4 классы в школе оставят, а старшеклассников будут возить на автобусах со станции Бряндино в одноименный поселок – за 8 км.

– А потом, – рассказывают педагоги, – директор тамошней школы собрала наших родителей и убедила их, что рано или поздно нашу школу все равно закроют. Конечно, родителям не выгодно каждый год разные школы ремонтировать… Большинство согласились, а тех, кто против, уже не спрашивают – закрыли школу, и все.

-1 сентября уже на носу, а мы до сих пор не знаем даже, как они собираются детей возить!

– говорят родители. Администрация поселения им пообещала, что автобус будет забирать детей прямо в поселке. Но это сейчас, пока сухо. А начнутся дожди, и единственный въезд в село – разбитую грунтовку – размоет, и детям придется самим топать до асфальтовой дороги и ждать в грязи на обочине, где ни остановки, ни «кармана» для них не предусмотрено. Больше всего боятся родители зимы: во время снежных заносов к ним, бывает, машина с хлебом пройти не может по две недели, не то что автобус с детьми…

«Без школы умрет село!»

По справедливости решение о ликвидации школы не должно приниматься без схода селян, ведь это касается и будущих родителей, и тех, чьи дети выросли, потому что школа в селе – часто единственный культурный центр.

– У нас все праздники проходят с участием школы, – рассказывает культорг Татьяна Филатова. – Если детей здесь не будет – у села вместо праздников будут пьянки.

В здании школы глава Бряндинского сельского поселения Камиль Бекеров обещает устроить культурный центр. Под «культурой» подразумевается библиотека, пара кружков (которые еще под вопросом), опорный пункт милиции и медпункт, в котором нет медика…

– И не будет! – уверена руководитель станционно-бряндинского хлебоприемного предприятия Валентина Швед. – Кто сюда поедет, если тут школы нет? Без школы умрет село!

Учителей предали

Из 15 учителей станционной школы только двоих взяли в Бряндино вместе с детьми. У остальных до 1 сентября не осталось даже времени на поиски работы. Педагогам с высшим образованием предложили вести кружки за… 500 рублей в месяц и то не всем.

Масла в огонь подлил обман с газом. В 2008 году станция Бряндино была включена в программу газификации. Селяне набрали кредитов по 45-50 (некоторые и по 100) тысяч рублей, провели сети по поселку, поставили газовое оборудование в домах, но газ к селу так и не подошел. В департаменте газификации говорят, что теперь не раньше 2009 года. Это значит, что всему селу к зиме нужны дрова, то есть еще по 10-15 тысяч рублей с каждой семьи. Представьте, каково учителям, оставшимся без работы!

– Не знаю, как зимовать будем, – говорит Светлана Семина, учительница английского. И она, и ее супруг работали в школе, теперь оба без работы. Как и все, они взяли кредит на газовое оборудование – 50 тысяч. Да и нужды семьи в этом году выросли – сын поступил в московский университет, кстати, после окончания той же станционно-бряндинской школы, что бы там ни говорили о качестве местного образования…

Что будет?

По нашим данным, под «реорганизацию» попадает около 150 школ Ульяновской области. В селе Еремкино (по соседству со станцией Бряндино) школа уже закрылась по тому же сценарию. Сколько сел ждет такая судьба, пока не известно. Ясно одно: средняя школа в России теряет свою доступность. А ведь это был главный атрибут советского образования. Только благодаря этому в нашей стране, едва ли не единственной в мире, не было людей, не умеющих читать!

Любовь ВИНОГРАДОВА