Открытое письмо директора заповедника «Родина В.И.Ленина» Александра Зубова Ответ общественных организаций мэру Ульяновска и мне относительно решения установки памятника Кул Гали, опубликованный в «Симбирском курьере» 23 августа, утвердил меня в правильности собственной позиции и вызвал новые вопросы.
Я благодарен авторам статьи за конструктивный подход к делу, потому как в последнее время получаю гневные, оскорбительные письма, в которых меня обвиняют в шовинизме и объясняют, что Карамзин и Языков происходили из татар, рассказывают о сомнительных археологических изысканиях, о пока еще плохо изученном прошлом Симбирска до XVII века, которое, кстати, будет полно отражено в нашем новом музее археологии. Собираемся открыть его в будущем году. Я могу добавить, что и основатель города боярин Хитрово тоже происходит из древнего татарского рода, предок которого перешел на службу к русскому князю, и Пушкин, как известно, потомок «арапа». И что?
Подобные провокационные высказывания, реанимирующие «национальный вопрос», я как уважающий себя гражданин России оставляю для обсуждения в суде. И если кто-то видит во мне врага, то думаю, что такой «враг», как я, лучше многих «друзей». И вот почему.
Хочу заметить, что инициатива создания памятника и личность великого средневекового гуманиста ни у кого не вызывает сомнений. Но! Я продолжаю настаивать, что выбор места для памятника конкурсной комиссией, в которую, по словам авторов письма, вошли «достаточно компетентные специалисты», правда, до настоящего времени не известные широкой общественности, ошибочен по всем параметрам. Быть может, это те же «специалисты», что определили место недавно установленным памятникам Гимову и Разумовскому? Уважаемые члены общественных организаций, посмотрите, как неграмотно и плохо это сделано. Вы хотите так же?
Монумент, а памятник Кул Гали – не бюст, а настоящий монумент (по некоторым сведениям – 7, по другим 4,5 метра), выполняет свою роль, если становится центром притяжения пространства, организует площадь или сквер. Не случайно памятники советского периода крупным деятелям культуры или общественной жизни, не связанным с историей конкретного города, ставили в новых районах, называя их именами площади и проспекты. Что мы будем иметь, если памятник Кул Гали «воткнут» в небольшое пространство между домами №20 и 22 по улице Советской? Памятник великому гуманисту на тротуаре? «Его будет не видно, он никому не помешает, он затеряется в зелени сквера», говорят поддерживающие вас «достаточно компетентные специалисты». Это ваша цель?
У нас есть и другие примеры.
Иван Яковлев – великий чувашский просветитель, вся жизнь которого связана с Симбирском, в том числе с мужской классической гимназией. В данном случае мы имеем дело не с преданиями, а с исторической действительностью. Почему его памятник установлен не в центре, а в сквере на ул. 12 Сентября? Выиграл ли от этого памятник и город в целом? Да! Вопервых, именно это место с видом на Свиягу, на берегу которой располагалась созданная Яковлевым чувашская школа, несет в себе память о главном деле его жизни, и монумент утверждает эту память в сознании новых поколений. Во-вторых, памятник великому чувашскому просветителю находится в непосредственной близости от памятника его другу и соратнику – великому просветителю русского народа И.Н. Ульянову.И эта параллель – повод для осмысления истории не только Симбирска, но и России. Так же мудро поступила мордовская общественность, установив памятник всемирно известному скульптору Эрьзя в новом городе, где он царит и оказывает нужное влияние на умы молодежи.
И, наконец, главное! Почему тяжелый опыт разрушений исторической части нашего города в ХХ веке ничему не научил наших чиновников и архитекторов, принимающих сегодня поспешные, невзвешенные решения относительно благоустройства Ульяновска? Памятник – не скамейка, которую можно передвинуть в угоду новой ситуации. Хочу напомнить, что бывшая Карамзинская площадь и Дом Языковых – памятник федерального значения, то немногое, что сохранили мы от общественного центра Симбирска, города, основанного в XVII веке и ставшего центром губернии в XVIII. Место это тысячами нитей связано со славной историей города XIX века. Это время Пушкина, братьев Языковых, вокруг которых вращалась культурная жизнь Симбирска. И это – действительная история, которую мы должны уважать. Связь Дома Языковых и памятника Карамзину (вышедших из татар) не может быть разрушена, поскольку каждый памятник имеет не только физическую, но и духовную зону охраны. Да, существующее сегодня на месте между домами №20 и 22 летнее кафе – не лучший пример радения о городе. Таких примеров у нас много.
Но идея создания в этом месте сквера, где будут поставлены небольшие бюсты симбирских литераторов (возможно, тоже имеющих татарские корни), сомасштабных бюсту Пушкина, кажется плодотворной. Планы строительства неподалеку нового здания краеведческого музея делают идею установки памятника Кул Гали на этом месте совсем уж абсурдной. Он, в таком случае, будет стоять не только на тротуаре, но и на фоне дворового фасада нового музея, между подъездами к достаточно большому зданию, ведь музей – не птичка, ему хозяйственный двор нужен.
В своем письме вы подвергаете сомнению права и полномочия музея-заповедника. Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из нашего устава: «II. Цели, предмет и виды деятельности музея-заповедника.
…12. Предметом деятельности музея-заповедника являются: – хранение, изучение и популяризация объектов культурного наследия федерального значения, в том числе достопримечательных мест, входящих в состав музея-заповедника.
13. В соответствии с целями и предметом деятельности музей-заповедник осуществляет следующие основные виды деятельности: …м) разрабатывает в установленном порядке режим содержания и использования памятников истории и культуры, входящих в состав музея-заповедника, зон его охраны, достопримечательных мест и территории музея-заповедника и обеспечивает его осуществление.
III.Права и обязанности музея-заповедника.
…18. Музей-заповедник обязан: а) обеспечить установленный режим содержания, использования и сохранности имущества памятников истории и культуры, земельных участков и достопримечательных мест и территории, входящих в состав музея-заповедника».
Уважаемые члены общественных организаций, давайте оставим демагогию. Я призываю вас еще раз подумать и внимательно отнестись к предложению установить памятник Кул Гали возле кинотеатра «Октябрь». Аргументы мои известны: 1) исторически северный район был местом компактного проживания татарского населения города; 2) там располагались и располагаются сейчас мусульманские мечети; 3) место возле кинотеатра представляется мне наиболее удачным для установки монумента, получающего в этом случае возможность кругового осмотра и выигрышных точек обзора.
А пока мы имеем дело с незаконным захватом земли, захватом, происходящим на глазах всех ветвей власти – и областной, и городской и при бездействии прокуратуры.
С уважением, Александр ЗУБОВ, директор ГИММЗ «Родина В.И.Ленина».