ГИБДД РУЛИТ НЕ ПО ПРАВИЛАМ
Предполагалось, что новые штрафные ставки за несоблюдение правил дорожного движения существенно сократят количество ДТП. И вроде бы даже, если верить статистике, в иных регионах нарушителей на дорогах стало меньше. А вот должностные нарушения в самих органах ГИБДД, похоже, на спад идти не собираются. Более того, по некоторым пунктам деятельности прослеживается даже тенденция к росту.
На днях областная прокуратура Ульяновской области направила в адрес начальника областного УВД Анатолия Бакаева представление, в котором оговариваются прелюбопытнейшие вещи, прямо указывающие на то, что местному ГИБДД не писаны должностные инструкции, а на президентский лозунг «Все на борьбу с коррупцией!» некоторые наши «дорожные» начальники, грубо говоря, забили жезл.
Фактов нарушений в стенах ГИБДД прокурорская проверка-вскрыла немало. Практически во всех аспектах деятельности инспекции что нибудь да не так. В частности, целый ряд фактов свидетельствует о том, что удостоверения некоторых сотрудников ГИБДД области давно просрочены. Иными словами, водителей, по сути, штрафуют «самозванцы» с «филькиной грамотой». Что любопытно, прокуратурой установлено, что подобными «документами» должностные лица снабжали своих родственников. Вроде как «на тебе, кузен, «корочки», вставай на обочину — на пиво зарабатывай». Остаётся только догадываться, сколько таким образом липовые гаишники натрясли денег с ничего не подозревающих водителей. Подобные «родственные связи» замечены в Карсунском и Новоспасском районах.
Не меньший интерес у сотрудников прокуратуры вызвал состав Общественного совета при УГИБДД Ульяновской области. В оном коллегиальном органе, в числе прочих, положено заседать представителям государственных органов и общественных объединений. Однако на поверку оказалось, что все места там давно засижены руководителями коммерческих структур. А в отчётах о проделанной работе значится по большей части «спонсорская помощь». Что, разумеется, навело прокуратуру на мысли о возможных проявлениях коррупции.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что основополагающий принцип коррупции, выражающийся формулой «ты мне — я тебе», освоен ульяновскими гаишниками и в деле выдачи номерных знаков, относящихся к так называемой «категории повышенного спроса» (типа «ААА», «ООО» и т.д. и т.п.). Так, из межрайонного подразделения, обслуживающего Ленинский, Засвияжский и Железнодорожный районы, в разное время выезжали «чужие» авто с «блатными» номерами, как-то димитровградский «Лексус» или заволжская «Тойота-Камри». Схема проста: в «родном» отделении кончились, к примеру, номера с тремя пятёрками, а крутому водиле позарез нужен именно такой; вот ему шёпотом и говорят, мол, езжай к Пете, скажи, что от Васи, – он тебе номерок и «нарисует», да ты не волнуйся, он по-божески берёт.
Не менее захватывающе обстоят дела и с выдачей водительских удостоверений. Точнее сказать — с взиманием госпошлины за их получение. В головах подавляющего большинства новоиспечённых водителей не возникало даже тени сомнения в неправомерности подобных сборов. Меж тем, постановлением Правительства РФ от 10.02.07, граждане освобождены от этих плат, поскольку последние возложены на региональные бюджеты. Тем не менее, ульяновские гибэдэдэшники только в 2007 году под видом госпошлин «настригли» с «баранов» 5 миллионов рублей, а за 8 месяцев текущего года — уже 4 миллиона! Неплохая «прибавка к пенсии»? К слову, данные средства поступали почему-то на счета некоего ООО «Конфин У». Интересно ведь, не правда ли?
Но куда интереснее обстоят дела с наказанием нарушителей правил дорожного движения! Это только кажется, что тут всё просто. Составили протокол, после чего направили дело в суд. Многие и многие дела до суда вообще не доходят. Их в кабинетах управления ГИБДД попросту «хоронят». По установленным нормам с момента составления протокола дело о нарушении ПДД в течение трёх суток должно быть на столе у судьи. Однако столы судей от подобных дел отнюдь не ломятся. Иными словами в УГИБДД Ульяновской области сложилась порочная незаконная практика прекращения дел. Хотите конкретики? Пожалуйста.
Как сообщил старший помощник областного прокурора Василий Зима, не так давно генеральный директор одного из местных ОАО на своём «Лэнд Ровере» пересёк сплошную и поехал по встречной полосе, лишь чудом не спровоцировав аварии. За подобные нарушения сразу лишают прав. Но наш гендиректор рулит своим «Лэнд Ровером» как ни в чём не бывало, протокол же о нарушении «растворился» в плотных слоях атмосферы УГИБДД. Это не измышления автора статьи, а, повторюсь, информация прокуратуры. И данный случай далеко не единичен.
Органы ГИБДД призваны также следить за процессом обучения водителей в автошколах. Но, увы, не делают и этого. Ибо как объяснить, что в отдельно взятой автошколе в июле сего года из 87 «студентов» на права сдали лишь 12?
Впрочем, использовать свои полномочия в данном аспекте УГИБДД, видимо, невыгодно. Поскольку улучшение уровня обучения — не дай Бог! – скажется и на уровне подготовки водителей. А какой навар с грамотного водилы, не нарушающего правила?
Такие вот они гаранты соблюдения правил, наши гаишники. И, думается, одной прокурорской проверкой данного явления не искоренить. Вон штрафы водителям повысили, а взятки-то брать всё равно не перестали, более того, размеры мзды возросли пропорционально размерам штрафов. Может, зарплату им увеличить – глядишь, они и перестанут чудить. А лучше всего сделать как в Финляндии: попался один раз — и всю оставшуюся жизнь тебя кроме как дворником никуда на работу не возьмут. Впрочем, дорожных полицейских в Финляндии и трёх тысяч не наберётся, каждый на виду. А уследить за нашими — никаких радаров не хватит.
Сергей Алёшин