Рабочий день главы области начинается в семь утра, а заканчивается ближе к полуночи, но для «Молодежки» в плотном графике нашлось время. О самых актуальных проблемах региона и способах их решения Сергей Морозов рассказал нам в эксклюзивном интервью…

– Жду ваших вопросов, уважаемые коллеги,- начал губернатор, стремительно влетев в Каминный зал, где обычно проходят неформальные встречи.

– Сергей Иванович, наверное, самый интересный вопрос последних трех месяцев: когда же к нам приедет премьер-министр РФ Путин? И с какой целью? Ходят слухи и про предстоящий визит президента Медведева…

– Действительно, визиты первых лиц страны – и премьера, и президента – в Ульяновскую область готовятся, но сроки назвать не могу. У них очень плотные графики. Даже когда дата намечена, все может измениться из-за событий в стране и за рубежом.

Естественно, они приезжают не только знакомиться с нашими достижениями (а нам есть что показать), но и чтобы изучить проблемы общероссийского значения. Визит премьера будет связан с авиационным комплексом. Есть ряд вопросов и по госзаказу для авиастроительных предприятий, и по подготовке летного состава. Кроме того, мы должны отчитаться по строительству нового моста. Не сомневаюсь, что в 2009 году он будет сдан в эксплуатацию. Наша задача также – убедить руководство страны, что строительство новой федеральной трассы Москва-Саранск-Ульяновск принесет выгоду всей России.

– Запуск нового моста, создание особой экономической портовой зоны, новая федеральная трасса… Вы намерены сделать из Ульяновска главную транспортную развязку в центре России? .

– Именно. А кому, как не нам? Кто еще может похвастаться двумя аэропортами, один из которых рассчитан на прием космических челноков? Кроме Ульяновска – разве что Москва и Санкт-Петербург. А порт с причалами на обоих берегах Волги, способный принимать суда класса «река-море». А новый мост, который может стать сердцем новой трассы…

Этот вопрос будет одним из главных для обсуждения в ходе визитов первых лиц. Естественно, со¬здание любой новой трассы в стране – сложный вопрос. Не только потому, что потребуется не мало средств, но и потому, что она отнимает грузопотоки у уже действующих трасс. Соседям это, естественно, не нравится. Например, в Москве вполне серьезно обсуждался вопрос, давать ли нам деньги на завершение моста или лучше построить мост заново в Самаре… И мы отстояли свой мост!

– Видимо, Вы – неудобный сосед…

– Неудобный? Возможно. Сегодня между регионами очень жесткая конкуренция за «место под солнцем». Да, мы стараемся жить в дружбе и сотрудничестве, но не в ущерб интересам Ульяновской области.

– А в чем еще мы побеждаем соседей?

– Во всем, что касается авиации. Моя цель – сделать Ульяновск авиационной столицей России. Но для этого вся область должна по-хорошему «заболеть» идеей возрождения авиации. Уже в январе мы намерены провести авиасалон федерального уровня и превратить его в постоянный авиационный форум, посвященный перспективам развития гражданских авиаперевозок. И нам очень важно заручиться поддержкой первых лиц государства в этом начинании.

А в остальном, считаю, необходимо отказаться от какой-либо гонки показателей. Хотя, если говорить о конкретных цифрах, поделюсь с вами абсолютно эксклюзивной информацией. Буквально на днях Минрегионразвития провело оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти в регионах за 2007 год, и Ульяновская область заняла 26 место по России! А ведь еще в 2004 году мы были на 86 месте, позади Чечни и Ингушетии.

– А какие проблемы вызывают у Вас наибольшую тревогу?

– Демография. Область теряет жителей – и естественным путем, и в результате миграции. Поэтому мы радуемся даже самым маломальским победам. К примеру, число родившихся за семь месяцев 2008 года увеличилось на 10% (на 667 человек). Число умерших по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 97 человек. Это здорово! Но если сейчас не остановить отток талантливой молодежи, уже через несколько лет у нас некому будет работать. Сегодня уровень зарегистрированной безработицы – 1,2%. Это небывало низкий показатель! Он говорит о том, что наш кадровый ресурс, практически исчерпан. У нас на предприятиях порядка 10 тысяч вакансий!

– Ульяновская область – один из первых регионов, где до срока введен 131 федеральный закон, передавший муниципалитетам больше полномочий и обязанностей. Какие недостатки этого закона стали очевидны сейчас?

– Сама идея максимально приблизить власть к народу, организовать решение самых насущных вопросов на местах – верная. Главная проблема – финансирование. Пока бюджеты муниципальных образований не обеспечены настолько, чтобы на 100% решать все вопросы. Кроме того, есть много неясных вещей. Кто, к примеру, должен заниматься обустройством скотомогильников? Район, область, муниципалитет? Долго прорабатывался вопрос о пожарной безопаснос¬ти. Что должно содержать поселение – пожарную машину или пожарный рукав? Были разные точки зрения… Сейчас у нас действует целевая программа: мы создаем пожарные посты за счет областного бюджета.

Проблемных вопросов много… Но если бы мы не стали жить по 131 закону с 2006 года, то для нас все эти проблемы всплыли бы сегодня, а не вчера. А сейчас контроль государства за исполнением этого закона гораздо жестче, и для нас этот переход был бы болезненнее.

– Не с этими ли вопросами связана Ваша частая критика в адрес глав районов?

– В ведении органов местного самоуправления – самые острые вопросы. Если завтра не начнется отопительный сезон, если к первому сентября не будет сдана школа, если улицы не чищены – за все отвечает глава… Не все готовы нести это бремя. Кое-кто, сев в начальничье кресло, живет по принципу «жизнь удалась». Кто-то про¬сто устал от такого груза или изначально не был готов к нему. Многие живут «по старинке», плохо ориентируясь в новых экономических реалиях. И что? Люди должны страдать? Я критиковал и буду критиковать конкретные действия или бездействие руководителей. Но когда мы критикуем, то предлагаем конкретный план по решению проблемы с привлечением всех ресурсов областной власти. К сожалению, пока теплиц по выращиванию глав районов на территории области не построено, да и в капусте они не “растут…

– В чем же выход?

– Нам нужно в ближайшее время поднимать вопрос о смене системы управления. Более 70% документов, которые приходят из районов, не соответствуют никаким нормам. И за что тогда мы платим деньги депутатам? Не умеете – делайте это на общественных началах! Управлением должны заниматься грамотные финансисты и экономисты. И если глава не справляется с обязанностями, должны быть механизмы его перевода на другую должность.

– В том числе и в Ульяновске?

– Ульяновск- это зона ответственности мэрии. И решать, как выбирать главу – только ульяновцам.

– Кстати, о школах. Многие сельские школы не открылись 1-го сентября…

– Их всего 14, и это малокомплектные школы. В прошлом году мы взяли на себя все траты по их содержанию. Получилось 130 млн. руб. на 144 малокомплектные школы. Повысилось ли качество образования? Сомневаюсь. Подавляющее большинство учеников этих школ небольшинство учеников этих школ не справились с заданиями ЕГЭ, не говоря уже о поступлении в вузы.

Где выход? Решение о реструктуризации некоторых школ далось нам нелегко, но оно вынужденное. Цель одна – каждый ребенок, где бы он ни жил, в городе или на селе, должен иметь возможность получать качественное образование, а учитель – достойную зарплату. Что касается работников этих школ, никто не должен быть уволен «в никуда».

Процесс реформ всегда болезненный! И, к сожалению, не обхо¬дится без самодурства. Конечно, в той ситуации, о которой вы писали в прошлом номере (станция Бряндино), нужно серьезно разбираться. Почему решение принималось скоропалительно? Почему «под нож» пошла школа с высокими показателями? Почему, наконец, об этом не были предупреждены ни учителя, ни родители? Я уже поручил провести проверку по этому случаю.

– Ульяновские СМИ неоднократно «сватали» Вас на разные должности в федеральный центр. Имеют ли эти слухи под собой основание?

– Это вопрос к тем, кто их распространяет. Видимо, кому-то очень хочется уверить ульяновцев, что у них будет новый губернатор. Но есть такая пословица -«где родился, там и пригодился». Я родился здесь и буду работать с полной отдачей весь срок, отведенный мне полномочиями – как минимум до 2011 года. Я искренне хочу, чтобы Ульяновская область стала регионом-лидером, чтобы здесь было удобно и комфортно жить и работать.

– Кем бы Вы хотели остаться в истории Ульяновской области?

– Я бы хотел, чтобы этот период для области запомнился как время расцвета. У нас с вами появился бы мост, и у него появилось бы имя…

– Какое?

– А вот не скажу, подумайте… Ну, уж не «Морозова», конечно…

Еще хочу, чтобы мы вышли на полную мощь «Авиастара», решили проблему энергетики и газа. Чтобы появились атрибуты ведущих субъектов РФ – новые спортивные объекты, дворцы спорта. Чтобы в Ульяновске появились несколько набережных, например, в пойме Свияги, которые стали бы визитной карточкой города. Чтобы был построен кафедральный собор. После этого я смогу сказать себе, что отработал не зря.

– А что потом, Сергей Иванович?

– Не все от меня зависит. Если мы выполним программу максимум, не исключено, что придется еще поработать. А по-человечески… Я с превеликим удовольствием побыл бы просто гражданином…

– Ваши пожелания читателям «Молодежной газеты»?

– Хотелось бы напомнить молодежи стихи немодного нынче поэта Владимира Маяковского: «Я знаю, город – будет, я знаю, саду – цвесть, когда такие люди в стране Советской есть!». Такие люди – есть в Ульяновской области, я благодарен каждому, кто на своем участке работы делает все для процветания региона, кто все силы и душу вкладывает в свой труд. Благодаря им мы будем жить достойно. Я горжусь такими людьми, живущими в нашем регионе.

О чем мы еще спросили губернатора…

– Где живет губернатор?

– Государственная дача в Карлинском, в том же доме, где жил и предыдущий губернатор. Хотя прописан я в Димитровграде.

– Ваша вредная привычка?

– Брать работу на дом. Никак не отучу себя привозить домой «кучу макулатуры».

– А домашние обязанности у Вас есть?

– К стыду и сожалению – нет, кроме главной – содержать семью.

– Говорят, что Вы не доверяете свою прическу никому, кроме тещи?

– (Заливисто смеется) А вы любому доверяете свою прическу? Ну, так получилось, что ее руки наиболее подготовлены к моей не совсем нормальной внешности, поэтому я доверяю ей.

– Что читает губернатор?

– У меня на прикроватной тумбочке лежит новая книга – «Михаил Кутузов» (я активно перечитываю все, что касается событий 1812 года в России), вторая – Набоков, а третья, знаете… очень люблю Есенина… Читаю и даже пытаюсь запомнить стихи, которые когда-то знал наизусть.

– Есть ли какие-то госзапреты, то, что нельзя делать по должности?

– Нельзя появляться в общественном месте без охраны, но я очень не люблю ходить «под конвоем» и часто пытаюсь улизнуть. В выходной день стараюсь сесть за руль и, сказав охране, что домой, на самом деле езжу по улицам, чтобы побыть просто человеком.

– Давно ли Вы были в отпуске?

– Я не умею в отпуск ходить. Если выкрою пару-тройку дней на отдых, начинаю чувствовать себя лишним, как будто жизнь проходит мимо.

– А о чем Вы мечтаете лично для себя?

– Умираю хочу перечитать «Войну и мир», может быть, даже посмотреть несколько фильмов – «Весна на Заречной улице», например…

– Как Вы относитесь к выпущенной медали со своим изображением?

– Это стало для меня полной неожиданностью. Сначала было просто смешно, Потом – неприятно… Возможно, у создателей были самые благие намерения, но мне не очень уютно быть при жизни выбитым в «бронзе». Я еще не впал в старческий маразм. Представляю себе, где будет пылиться эта медаль, когда кончится срок моих полномочий!

С губернатором беседовали Нина КАШИНА, Евгения ТЕМЕРЕВА