Супруги-скульпторы Клюев и Турская вырастили сына в творческих мастерских. Теперь Ульяновск может гордиться целой династией художников.
Лучше танцевать, чем спорить
Анатолий Иванович, глава семьи, уроженец Нижнего Тагила. Именно там он закончил сначала школу, а затем — с отличием художественный училище.
Будущая жена Анатолия Ивановича, а тогда просто девочка Люба родилась в Минусинске, маленьком городке Красноярского края. Юная художница была очень одарена. Родители видели ее творческую увлеченность и поэтому были очень рады, когда их ребенок поступил на отделение скульптуры художественного училища.
Среднее образование Толя и Любаша получили с разницей в год. У учителей будущих супругов не было сомнений, что их подопечным стоит продолжать обучение.
Когда второкурсник Толя встретил недавно ставшую студенткой Любу в мастерской Ленинградской художественной академии им.Репина, то не смог остаться к ней равнодушным.
– Я увидел Любовь Александровну за работой, – вспоминает Анатолий Иванович. – Высокая такая, красивая девушка. Мне очень хотелось обратить на себя ее внимание, да и скульптура, которую Люба делала мне понравилась. Я подошел и стал советовать, что следовало бы исправить. Своенравная девчонка гневно фыркнула на меня: мол, будут мне еще всякие замечания делать!
А вечером в академии были танцы. Анатолий Иванович не растерялся, и пригласил утреннюю знакомую. Танцевать с симпатичным молодым человеком девушке понравилось гораздо больше, чем спорить.
Коляска под окном
Клюев и Турская поженились очень скоро. Через некоторое время у них появился сын. Мальчика назвали Олегом.
После окончания учебы молодые мастера отправились в Свердловск. Именно там началась их творческая биография. Работали энтузиасты самозабвенно.
– Нам приходилось брать сыночка с собой в мастерскую, – признается Анатолий Иванович. – Работать хотелось, а Олежку не на кого было оставить.
Но малышу нужен был воздух. Молодые родители нашли выход из положения: ставили коляску с ребенком под окна мастерской и ваяли. Периодически то один, то другой из них выглядывал из окна, дабы проверить, как Олег себя чувствует.
Упорная работа давала свои плоды. Любовь Турская стала заслуженным художником. На ее счету скульптура «Коммунисты», выставленная по сей день в музее Ленинского Мемориала. Резцу Любови Александровны принадлежит и статуя Александра Матросова, выставленная в Ивановском детском доме, а рабочую копию изваяния могут видеть посетители детского городского парка имени героя.
Клюева и Турскую узнали знатоки. Мастеров пригласили на зональную выставку в Куйбышев. В этом городе Люба впервые увидела Волгу. Ее покорили виды, открывавшиеся с крутого откоса. И она загорелась идеей переезда.
– «Хочу здесь жить!» – заявила мне супруга, – вспоминает Анатолий Иванович. Клюев не мог сопротивляться желанию спутницы жизни. В 1967 году супруги переехали в Ульяновск. В это время родина Ильича готовилась к его 100-летнему юбилею, а, значит, появилось много заказов.
Жаль довелось нашим героям жить счастливо на новом месте лишь четыре года. Супруги попали в автокатастрофу и Любовь Александровна трагически погибла…
Династия продолжается
Не так давно Клюевы установили на могиле Любови Александровны памятник. Портретное изображение сидящей матери сделал сын.
Олегу на момент смерти Любовь Александровны было всего 11 лет. Мальчик тяжело переживал ее гибель.
К счастью, нашелся человек, который смог стать поддержкой отцу и второй матерью сыну — Роза Григорьевна, учитель по образованию. Вместе они с Анатолием Ивановичем уже 36 лет. Семья Розы Григорьевны тоже не чужда художественных традиций: ее дед был одним из мастеров артели, расписывавшей церкви.
Кстати, брать в жены педагогов у Клюевых что-то вроде семейной традиции. Жена Олега — Лариса Константиновна – тоже учительница.
Анатолий Иванович и сейчас в строю. Одна из последних его работ — памятник Петру Первому в Димитровграде. Да и коллекция предыдущих могла бы составить честь любому скульптору: чего стоит один только гранитный памятник Илье Николаевичу Ульянову, установленный в нашем городе.
Олег равняется на родителей. Он окончил Пензенское художественное училище, ту же академию, где учились Клюев и Турская, и сейчас сам преподает в УЛГУ. Одна из последних работ Олега Анатольевича – памятник Богдану Хитрово, об открытии которого «ДЗ» писала в прошлом номере.
По собственному признанию скульптора, он больше любит работать не в интерьере, а на воздухе: там более сложные творческие задачи. А вот последний пока в династии художник — дочь Олега — Любовь, иного мнения. Девушка закончила университет по специальности «дизайн интерьера» и сейчас работает в Санкт-Петербурге. Мы верим, что у младшей Клюевой все впереди. Не зря же ее назвали в честь бабушки!
Елена Тарубарова
Ревнивый Перфоратор
За всеми подробностями создания скульптур в мастерской Клюевых наблюдает любимица семьи — ворона Каркуша Перфораторовна. Такое отчество птица получила за привычку клеваться.
Каркушу Клюевы подобрали на улице — она сильно пострадала от собак, которые выдрали ей практически все перья.
– Я хотел взять ее на руки, – рассказывает Олег Анатольевич. – А она меня как тяпнет! И это при том, что у птицы перья, считай, только на голове остались — ни хвоста, ни крыльев нет. Вот это характер! Я Каркушу зауважал.
Птицу принесли в мастерскую и оставили там жить. Выхаживали ее, буквально с ложечки кормили. Чуть оправившись, ворона присмотрела для себя постоянный насест — каркас для одной из будущих скульптур.
– Как она сопротивлялась, когда я пытался ее переселить! – улыбается Олег Анатольевич. – Мое, говорит, место, и все тут! Но все же я с ней справился, и соорудил Каркуше насест деревянный. теперь она на нем живет.
Все время, что мы были в мастерской, Какуша Перфораторовна нервно прыгала по насесту.
– Она у меня в присутствии девушек нервничает, – признался Олег Анатольевич. – Мужики-то тут часто бывают, а к девушкам Каркуша ревнует.